Химия Украины и мира

Мир: В глобальной полимерной отрасли наметился рост цен, а в производстве удобрений РФ – переход на речную логистику

Несмотря на рост погрузки удобрений на сети РЖД, доля этого логистического канала в России сокращается за счет перевода части объемов на речные маршруты. Тренд связан с сохранением проблем на железной дороге. А в мировой полимерной отрасли, несмотря на сохранения высокого предложения, наметился рост цен на базовые полимеры.

Производители удобрений сходят с рельс на воду. Острота проблем на железной дороге в России несколько снизилась, но сами проблемы (увеличенные сроки поставок, заторы, нехватка цистерн и контейнеров) никуда не делись. Это приводит к планомерному переводу части логистики удобрений на альтернативные маршруты.

Корпорация РЖД по итогам первого полугодия отчиталась о росте погрузки минеральных удобрений на своих сетях на 9,2%. Вот только за тот же период выпуск этой продукции в России вырос на 14,2%. Таким образом, дополнительные 5% прошли мимо железной дороги, сократив ее долю в логистике.

Производители удобрений в летний период все активнее начинают использовать речные перевозки. Если в 2022 и 2023 годах инфраструктурой речных портов озаботились на Урале, то в этом году – на Средней Волге.

В июле “Тольяттиазот” (ТОАЗ, входит в группу “Уралхим”) сообщил, что возобновил отгрузку карбамида речным транспортом. Продукция отгружается покупателю на причале ТОАЗ судами класса река-море, вмещающими порядка 5 тыс. тонн карбамида. Для полной загрузки судна автомобильной спецтехнике необходимо выполнить около 250 рейсов. Поэтому погрузка проходит в круглосуточном режиме и длится несколько дней подряд. На текущий момент периодичность отгрузки – одно судно в месяц. Объемы относительно небольшие, но они могут быть и увеличены.

В мае стало известно, что “Куйбышевазот” увеличил свою долю в уставном капитале “Порта Тольятти” с 48,4% до 89,1%. А в июле производитель решил перевести на свой баланс часть портовой инфраструктуры поволжского города: приобретет у “Порта Тольятти” причальную стенку.

Навигация на Каме и Волге длится порядка семи месяцев (а иногда и до восьми), поэтому речные маршруты могут несколько снизить остроту логистических проблем для производителей удобрений.

В мировой полимерной отрасли заметили рост цен. Отраслевая ассоциация производителей гибкой упаковки Flexible Packaging Europe (FPE) отметила рост цен на полимерное сырье, который начался еще в первом квартале этого года. В сочетании с ростом энергозатрат это привело к увеличению стоимости полимерных пленок в Европе. Пленки из полиэтилена низкой и высокой плотности подорожали на 6% и 5% соответственно.

Рост цен во втором квартале отмечают и нефтехимические компании. Так, Sabic в своем отчете указала на небольшое повышение мировых цен на полипропилен, полиэтилен и поликарбонаты в сравнении с первыми месяцами года. Однако рынок пока находится в ситуации избыточного предложения. И в среднем цены в первом полугодии 2024 года были чуть ниже, чем за аналогичный период прошлого года, что отразилось в снижении показателей в полимерных сегментах крупнейших нефтехимических компаний мира.

BASF попал в “идеальный шторм”? Наконец, стоит отметить и аварию на флагманском заводе BASF в Людвигсхафене с чрезвычайно высоким для европейской промышленности числом пострадавших (по одним данным 15, по другим – 18 человек). Она случилась в тяжелый для компании период, когда концерн только наметил пути выхода из кризиса на фоне общих проблем в европейском химпроме.

BASF, прошедший не через один экономический кризис, еще в 2023 году начал оперативно резать косты и даже принял масштабную программу оптимизации: сократил число работников на 2,5 тыс. человек, урезал затраты на головной офис на 1 млрд. евро в том же Людвигсхафене на 2024-й, сократил инвестпрограммы, начал отказываться от активов в Германии. Корпорация объявила о продаже мощностей по производству аммиака, метанола и меламина в своем родном городе и о закрытии до конца 2024 года двух заводов по выпуску глюфосината аммония в Кнапсаке и Франкфурте. Параллельно компания перенесла инвестактивность в КНР и США, где ситуация проще и с ресурсной базой, и с ценами на энергоносители. В Соединенных Штатах компания даже попала в госпрограмму субсидирования “зеленых” проектов.

Такое кровопускание европейской части бизнеса в сочетании с корректировкой цен на энергоресурсы дали некоторые результаты во втором квартале 2024 года. Концерну удалось стабилизировать химический сегмент (продажи выросли на 6,0%), хотя полимерный сегмент продолжает стагнировать.

Но авария добавила проблем. В тот же день акции BASF на бирже рухнули на 2%. Остановка пострадавших мощностей на длительный срок также неизбежна. Как неизбежно и повышенное внимание со стороны контрольных и надзорных органов, что, возможно, будет пострашнее высоких энергозатрат. (rupec.ru)

Exit mobile version