РФ стимулирует производство малотоннажного СПГ, вопрос в том – кто покупатель.
Правительство решило обеспечить производство малотоннажного СПГ дополнительными стимулами за счет появления на рынке еще большего числа оборудования. Но будет ли оно востребовано, станет ли расти рынок и за счет чего?
В России вводят тарифные льготы на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного газа. Производство и организация транспортировки малотоннажного СПГ в России развивается более динамично и стабильно в отличие от крупнотоннажного, где множество проблем создают санкции со стороны США и их партнеров.
Более того, технологически эта отрасль в РФ обладает намного большей автономностью, не завися от иностранных компаний, как в случае в крупнотоннажным СПГ, который нуждается в специфическом морском транспорте. В каком состоянии сейчас производство малотоннажных СПГ-проектов и что даст нововведение правительства для их развития?
Малый – не значит бесполезный. В кабмине России опубликовали постановление правительства РФ №1126, суть которого – ввод тарифной льготы на ввоз оборудования для производства малотоннажного сжиженного природного газа. В правительстве также сообщается, что такое постановление подготовили для реализации решения совета Евразийской экономической комиссии (принято 22 апреля 2024-го). Чтобы получить тарифную льготу, освобождающую товары от ввозимой пошлины, участникам закупок оборудования нужно подтвердить его целевое назначение. Организацией такого процесса, как и выдачей разрешений, займется Минэнерго РФ. Льгота будет действовать до 31 мая 2026 года.
В правительстве уверяют, что подобная мера должна стать стимулом для расширения сетей малотоннажных производств СПГ, ускорить газификацию, а также более активно переводить транспорт с нефтепродуктов на газомоторное топливо.
Отрасль по производству малотоннажного сжиженного газа в России, к которой относятся СПГ-проекты с объемом выпуска до 80000 т сжиженного газа в год, можно считать довольно молодой. Однако почти с самого начала ее работы она получила от правительства РФ систему стратегического целеполагания развития. Речь идет о “Плане мероприятий по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года”, который был утвержден распоряжением правительства РФ от 13 февраля 2021 г. №350-р.
В стране по состоянию на апрель 2023 года числятся 18 объектов, суммарная мощность которых – около 260000 т СПГ в год. Для сравнения: по итогам 2019 г. мощность составляла чуть менее 150000 т СПГ в год. При этом в 2023-м в РФ числились еще 15 проектов (мощностью в 378000 т в год), находящихся на стадии строительства, которое должно закончиться не позднее 2025 г. Если же говорить о планировании до 2030-го, то в российских регионах должно появиться около 94 малотоннажных СПГ-заводов с общей мощностью в 3,2 млн. тонн в год.
Малотоннажные СПГ-проекты подразумевают не только небольшие объемы выпуска, но и работу логистики на относительно небольшой (по российским меркам) дистанции – до 600 км, в отдельных случаях до 2000 км. При этом для транспортировки в отличие от крупнотоннажного СПГ необязателен морской транспорт и тем более массивные и высокотехнологичные танкеры. Достаточно использовать для перевозки автоцистерны, танк-контейнеры (в том числе железнодорожные), ведь покупатели – это мелкий опт и розница (криоАЗС, автономное тепло и энергоснабжение).
Зачем новые меры и что стимулирует спрос? Следует сразу оговориться, что проекты малотоннажного СПГ имеют весьма специфическую направленность. По сравнению с гигантами вроде “Ямал СПГ”, который отгружает ежегодно миллионы тонн сжиженного газа на экспорт и находится рядом с месторождениями, небольшие СПГ-заводы позволяют разместить производство практически в любом месте. Для строительства такого промышленного объекта не требуется обязательного доступа к глубоководным морским портам. К примеру, если посмотреть на стратегию “Газпром СПГ технологии”, то многие объекты, запланированные к постройке и пуску до конца 2030-го, в первую очередь находятся возле потребителей или важных магистралей, а не возле добычных проектов.
С другой стороны, круг покупателей на газовом рынке России для малотоннажных производителей СПГ все же ограничен, это горнодобывающие предприятия; домохозяйства или промышленные объекты, участвующие в проектах автономной газификации; транспорт, использующий СПГ в качестве топлива.
Немалую роль играет и экспортное направление, поскольку основной прирост новых СПГ-заводов в этой отрасли ожидается за счет строительства объектов именно на Дальнем Востоке и северо-западе РФ вблизи границ.
Учитывая специфику производства СПГ, а затем его обратную конвертацию в обычное состояние газа, который будут потреблять домохозяйства и предприятия (не считая транспорта, использующего СПГ в качестве топлива), применять такой энергоноситель не всегда выгодно. Там, где есть доступ к трубопроводному газу, малотоннажные проекты не всегда интересны.
Зачем же тогда правительство уделяет отрасли такое внимание? Зачем обеспечивать еще больший приток оборудования для малотоннажного СПГ, если в РФ и так производят соответствующие агрегаты?
Как рассказал замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, такая мера должна ускорить реализацию ряда новых проектов в отрасли. Ее ввели, поскольку в стране производство оборудования для малотоннажного СПГ не поставлено на поток в той мере, которой требует сейчас отрасль.
“Сама идея производства СПГ в России не нова. Первый завод, производящий сжиженный газ, появился в 1951 году в поселке Развилка в Подмосковье и работает по сей день. Наработки у нас были и не только по малотоннажному производству, но проекты с меньшими объемами активнее развивались в силу особенностей местного рынка и его потребностей. А затем случились 1990-е, после которых отрасль в России замерла. Зато мир продолжил ее развивать, из-за чего РФ теперь отстает примерно лет на 20. Но программы по малотоннажному производству развиваются. Для его развития происходили даже изменения в структуре “Газпрома”, проводились опытные проекты, которые должны были подстегнуть программу газификации. Есть и частные инициативы других компаний”, – пояснил эксперт.
Александр Фролов выделил несколько направлений, которые должны стимулировать рост спроса на продукцию малотоннажных СПГ-проектов. Среди них есть и газификация. По словам эксперта, в РФ не везде выгодно прокладывать газопровод. Гораздо проще использовать газгольдеры, т. е. привозить на места СПГ и хранить его там, после чего уже направлять потребителям. Есть спрос и в транспортной сфере. В России, как и во всем мире, в последние 10 лет активно развивается транспорт на сжиженном природном газе. Для РФ в этом плане малотоннажные СПГ-проекты интересны не только с точки зрения потребления транспортом, но и с точки зрения для увеличения инфраструктуры для заправок.
“Это направление во многом привязано к “Новому Шелковому пути”. Китай является абсолютным лидером в мире по количеству транспорта, использующего СПГ в качестве топлива. Если такой грузовик едет из КНР через Россию в Европу, для него соответствующие заправки будут крайне актуальными. Есть и еще одно направление – бункеровка СПГ, в первую очередь речная и морская. Есть уже действующий образец на северо-западе от “Газпромнефти”. В целом малотоннажное производство СПГ развивается относительно размерено. Меры правительства должны несколько ускорить процесс, который интересен отдельным сегментам транспорта и программам по автономной газификации”, – резюмировал замдиректора Института национальной энергетики. (oilcapital.ru)