Химия Украины и мира

США: СПГ-противостояние по-американски – когда Белый дом не хочет, а нефтегаз требует

От Белого дома требуют отменить запрет на новые СПГ-проекты и даже обеспечить экспорт сжиженного газа в Украину. Этого требуют не только нефтегазовые компании, но и целые штаты, однако Вашингтон до сих пор остается непреклонным, подвергая риску развитие всей отрасли.

Чем ближе даты пусков новых СПГ-терминалов в США, большая часть которых приходится на 2026-2028 гг., тем больше накаляются страсти в Вашингтоне. Казалось бы, трубопроводный российский газ из импорта Европы активно убирают, значит, эту нишу должен кто-то занять. Да и в Азии спрос на СПГ активно растет. Мировой рынок действительно готов к большим потокам сжиженного газа, отправляющегося с берегов Америки.

Увы, но правительство США сознательно тормозит рост экспорта такого типа энергоносителя. Дошло до того, что крупные нефтегазовые компании в Штатах открытым текстом критикуют действия Белого дома, отдельные политики из демократической партии давят на президента Джо Байдена, а федеральный суд в Луизиане обязал администрацию Белого дома возобновить одобрение новых проектов по экспорту.

Почему Вашингтон остается столь непреклонным? Все ведь понимают, что дело не в экологических требованиях (официальная причина отказа для новых проектов) для СПГ-терминалов.

Когда решение Байдена не понравилось никому. Почти сразу после того, как президент США 26 января 2024 года объявил о временной паузе в одобрении решений по экспорту СПГ из Америки, большинство аналитических агентств, нефтегазовых компаний и покупателей (особенно в Европе) в один голос заявили, что такое решение нанесет вред американским же компаниям. И тем, что занимаются добычей газа, и тем, что инвестируют в модернизацию и постройку новых СПГ-терминалов. Про официальную причину отказа выдачи лицензий (якобы климатические изменения, которые усугубляются новым проектами по СПГ) даже не говорили, поскольку все понимали несуразность такого оправдания торможения СПГ-проектов.

Вашингтон остался непреклонным. Более того, 22 июня, как написали в The Wall Street Journal, Байден даже приостановил оформление разрешений на экспорт СПГ в Украину из-за “зеленой повестки” (до момента, пока министерство энергетики не изучит влияние газа на окружающую среду, т. е. на неопределенный срок). А ведь всяческая поддержка Киева – это, по сути, визитная карточка Бадена и его команды с самого начала его президентского срока. Но, начиная с лета 2024-го все больше, причем не только со стороны крупных нефтегазовых мейджоров, но и со стороны местных властей, судов и отдельных политиков, стало нарастать сопротивление запрету на проекты по экспорту СПГ.

Наиболее яркий такой пример – решение суда в Луизиане (где довольно большие объемы по регазификации), который обязал администрацию президента США Джо Байдена возобновить одобрение новых контрактов на экспорт сжиженного газа. Оно коснулось не только этого, но и 15 других штатов, включая Западную Вирджинию, Оклахому, Техас и Вайоминг, где добываются значительные объемы газа. Надо признать, что аргументы у местных властей были весьма убедительные. К примеру, власти Техаса сообщили, что за пять лет штат потеряет около $230 млн. налоговых поступлений, связанных с добычей газа.

СПГ-восстание в США. Сегодня давление на Белый дом усиливается. В сентябре крупнейшие нефтегазовые компании начали открыто критиковать администрацию Байдена. Глава ConocoPhillips Райан Лэнс обратился к руководству Соединенных Штатов с просьбой положить конец “безумной” паузе по выдаче разрешений на экспорт сжиженного газа. По его словам, если не дать СПГ-отрасли развиваться (т. е. помешать инвестировать и запускать новые проекты, запланированные до 2028 года), то страна может потерять возможность стать главным игроком на мировом рынке СПГ. Его продублировал и руководитель Chevron Майкл Вирт.

Почти в то же время, как пишет The Hill, ссылаясь на свои источники, представители Демократической партии обратились к администрации Джо Байдена с просьбой ускорить процесс одобрения новых проектов по перевозке СПГ в Украину и другие государства Восточной Европы.

И если разговоры о поставках в Восточную Европу (где и так уже заполнены мощности по регазификации) для дальнейших поставок в Украину – это больше политика и популизм (все равно объемы большими не будут), то претензии Chevron, ConocoPhillips и газодобывающих штатов – это уже серьезно. Переживать им есть о чем. Все-таки ожидается, что мощности производства СПГ в США вырастут на 80% – с 396 млн. до 708 млн. кубометров в сутки.

По данным Минэнерго США, к 2028 году экспортная мощность Северной Америки по СПГ должна увеличиться более чем в два раза.

Как рассказал глава Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК Вячеслав Мищенко, во многом запрет на увеличение экспорта СПГ для Белого дома – это политизированная тема. Особенно в преддверии президентских выборов. “Есть большое лобби вокруг “зеленой повестки” и проектов связанной с ней. Вокруг него завязаны разные финансовые институты, фонды, банки (не только американские, но и транснациональные), которые продвигают стратегию энергоперехода, который по понятным причинам является врагом нефтегазовой отрасли. Демпартии, которая связана с “зеленым” лобби, не выгодно себя ассоциировать с реальным сектором экономики, включая нефтегазовый сектор. Поэтому Белый дом всячески и затягивает СПГ-проекты. В коррупционных схемах обвинить ведь не получилось”, – поясняет эксперт.

Тут стоит добавить, что нефтегазовые компании де-юре доказали, что никакого незаконного лоббирования они ранее не инициировали. Недавно 9-й окружной апелляционный суд США отклонил апелляцию по делу нескольких нефтяных компаний, включая Exxon и Chevron, по иску потребителей, обвинивших их в сговоре с бывшим президентом США Дональдом Трампом (когда тот был главой Белого дома).

“Что же до поставок СПГ из США в Украину, то такие зигзаги – это чистейшая дань политической повестке. Никто внятно в Америке до сих пор не объяснил, как сжиженный газ попадет на украинский рынок, где его будут регазифицировать (будут ли свободные мощности в Восточной Европе), какая у него будет цена и есть ли вообще в этом хоть какой-то экономический смысл”, – резюмировал Вячеслав Минченко. (oilcapital.ru)

Exit mobile version