Бензин на заправках ВИНК в августе стал дешевле, чем на независимых АЗС. В чем причина разной стоимости бензина на АЗС и что произойдет с ценой в будущем?
Крупные нефтяные компании сегодня предлагают меньшую цену на топливо в рознице, чем независимые АЗС. У последних дела идут все хуже, поэтому они поднимают стоимость бензина. В чем причина такой разницы на Аи-95 и захотят ли ВИНКи “подтянуть” стоимость на своих заправках вверх вслед за мелкими игроками?
Разрыв между ценами на бензин у независимых АЗС и автозаправках, принадлежащих крупным игрокам – вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) – становится все больше.
В начале 2024-го цены у ВИНКов были все время выше, чем у независимых владельцев АЗС. Однако в середине лета ситуация стала быстро меняться. В июле разница между ценами у крупных игроков и мелких стала сокращаться, к августу у независимых автозаправок стоимость бензина Аи-95 стала выше, чем у крупных сетей.
Есть опасения, что ВИНКи могут подтянуть цены до уровня мелких игроков, что в итоге опять поднимет расходы на топливо для всех автовладельцев в стране. Откуда взялась эта разница между крупными и мелкими владельцами АЗС, почему она усиливается и как долго это продлится?
Мелких заправок больше, но крупные сети влиятельнее. В 2024 году была похожая ситуация, когда стоимость Аи-95 у независимых АЗС и крупных сетей автозаправок отличалась, однако продлилась она недолго. В данный момент разница в цене пока не слишком большая: у независимых владельцев АЗС стоимость бензина дороже, чем у ВИНКов, в среднем примерно на 0,7% (58,64 руб. против 58,23 руб. за литр Аи-95).
Нужно понимать, что для всего рынка поведение мелких игроков не так страшно в плане поднятия цен, а вот если крупные сети решат за ними повторять, то это уже серьезнее. Количественно 67% автозаправок в стране – это независимые сети. ВИНКам в России принадлежат только 33% АЗС. Но если смотреть по доле продаж бензина и дизтоплива, то крупные сети занимают почти 73% рынка.
В целом цена на российском рынке топлива в рознице продолжает увеличиваться. По данным Росстата, в первую неделю сентября этого года средняя стоимость бензина выросла до 58,36 рубля за литр (на 24 копейки). Если крупные сети начнут “догонять” по ценам мелких игроков, рост по рынку в целом может ускориться.
Почему растет разница в топливной рознице? Ирония в том, что топлива в стране этой осенью производят все больше. Даже несмотря на атаки украинских БПЛА на нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы, а также сезонное техобслуживание заводов, переработка нефти в РФ в сентябре увеличится почти на 35% по сравнению с августом, о чем говорят даже в западных СМИ, включая Reuters.
“Объемы переработки в сентябре составит 3,8 млн. т, при том что в августе показатель в России составлял почти 3 млн. т”, – пишет британское издание.
Аи-95 в опте на российском рынке сейчас дешевеет – около 66500 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Однако важно понимать, что для многих компаний, особенно для независимых АЗС, это довольно высокий показатель. Просто он немного снизился по сравнению с предыдущими неделями. Для сравнения: в июне стоимость составляла 64500 рублей за тонну, тогда это стало историческим рекордом.
Из-за такой высокой цены падает маржа продаж бензина на автозаправках. И если ВИНКи могут себе позволить торговать в таких условиях (получая выплаты по демпферу и обладая большими ресурсами в силу размера компании), то независимым АЗС приходится явно труднее.
На горизонте только рост. “ВИНКи могут придерживать цены на АЗС за счет того, что у них есть выплаты от других сегментов, способных покрывать убытки от продажи топлива при нынешних условиях. А вот независимые работают на грани рентабельности. Мы уже говорили несколько месяцев назад о том, что рост оптовых цен рано или поздно транслируется в розницу. Вот это сейчас и происходит. У независимых АЗС, которые покупают сырье по высоким ценам, по сути, нет выбора. Даже в Московском регионе на АЗС, принадлежащих, скажем, “Газпром нефти” или “Роснефти”, стоимость Аи-95 ниже, чем на независимых автозаправках, на 50 копеек, а то и на целый рубль”, – рассказал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
Эксперт добавил, что с завершением летнего сезона отпусков напряженность с точки зрения потребления сокращается, значит, уменьшатся и темпы роста цен. Но пока есть высокая цена в опте, стоимость на АЗС все равно будет медленно ползти вверх. Во многом все будет определяться общей ситуацией с топливоснабжением. Она в первую очередь зависит от физического наличия на базах и от цен на опте.
“У нас есть проблема, которая заложена в оптовые цены на нефтебазе в виде риска. Речь идет об уже систематических атаках украинских БПЛА, причем не столько на НПЗ, сколько на нефтебазы. Открытой информации об ущербе нет, масштаб сейчас оценить никто не может. Не было бы риска для работы нефтеперерабатывающей отрасли и функционирования нефтебаз из-за регулярных налетов дронов (особенно в прифронтовых регионах), цены на опте стали бы постепенно охлаждаться. Особенно это касается бензина. Мы бы видели тренд на затухание топливной инфляции. Однако на протяжении всего 2024-го атаки дронов становятся пусть и более мелкими (если сравнивать с пиком налетов в марте-апреле), но постоянными. Из-за этого во II полугодии 2024-го предпосылок для снижения цен на АЗС нет. У независимых АЗС не остается выбора, они будут цены поднимать. ВИНКи до какого-то времени могут потерпеть, но с некоторыми временным лагом тоже станут “подтягивать” цены. Если начнется угрожающий рост, то правительство может вмешаться – попросить крупные компании удержать цены. Однако пока что элемент ручного управления еще не включают”, – резюмировал Алексей Громов.
СВО и регулярные теракты – это фактор, который объективно влияет на топливный рынок РФ. Независимые АЗС в России традиционно старались удерживать цены ниже, чем на автозаправках ВИНКов. Малые компании активнее давали скидки по программам лояльности, чтобы сохранять свою конкурентоспособность. Но в текущей ситуации, когда нет предпосылок для снижения стоимости на опте и когда сохраняется риск атак дронов на нефтебазы, независимые АЗС не смогут бороться за клиентов, как раньше.
Вопрос лишь в том, насколько этим воспользуются ВИНКи, переманивая к себе клиентов, и как долго крупные игроки станут придерживать цены (особенно если вмешается правительство РФ). (oilcapital.ru)