Минувшая неделя совпала с энергетической – в Москве прошла традиционная РЭН. Главная новость для нефтегазохимии пришла именно оттуда: Путин призвал развивать крупные проекты в этой сфере (особенно полимерные) и поручил “Газпрому” создать план на 10 лет с учетом этих пожеланий. “Газпром” тут же отчитался о наличии такого плана. С учетом уже реализуемых проектов и потенциала роста переработки полимеров внутри страны можно говорить, что Россия включается в мировую “полимерную гонку”.
О перспективах участия в ней, а также о других важных полимерных новостях – в обзоре ниже.
Президентские наказы, программы и перспективы “полимерной гонки” для РФ. В конце сентября прошла традиционная “Российская энергетическая неделя” (РЭН), которая неожиданным образом принесла новости для нефтегазохимии. Выступая на пленарке РЭН, президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости развивать отрасль: “Особое внимание необходимо уделить развитию, нефте-, газо-, углехимии. По оценкам, спрос на их продукцию в нашей стране и во всем мире будет только расти. Причем эти секторы отличаются высокой рентабельностью, рост цен в цепочках от сырья к конечным товарам составляет до 12 раз”.
Он указал, что в РФ уже реализуются крупные проекты в этой сфере. “Действует самый большой в стране нефтехимический комбинат “Запсибнефтехим”, строится “Амурский газохимический комплекс”, который станет самым мощным российский предприятием по выпуску базовых полимеров”, – отметил он. Путин подчеркнул, что таких проектов должно становиться больше.
Там же Путин дал поручение “Газпрому” и правительству подготовить десятилетний план развития, в том числе с учетом перераспределения маршрутов поставок. Практически сразу выяснилось, что план уже есть. “(План включит) полиэтилены крупнотоннажные, полипропилены, более глубокая переработка газовой продукции, продукция нефтехимии. Для того, чтобы обеспечить наш внутренний рынок, да и поставки на экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью”, – сказал вице-премьер РФ Александр Новак в кулуарах РЭН.
Означает ли это, что Россия хочет включится в “полимерную гонку”? Видимо, да. Уже сейчас имеющиеся мощности производства полимеров сильно превышают уровень их переработки. Потенциал роста переработки полимеров оценивается в 1,6 млн. тонн на ближайшие 5 лет. Но за тот же период мощности по выпуску базовых полимеров вырастут на 4,4 млн. тонн.
Мощности “Сибура” по производству полиэтилена (ПЭ) и полипропилена (ПП) предполагается увеличить более чем на 3,7 млн. тонн до конца 2028 года. Помимо строительства крупнейшего в России полимерного комплекса в городе Свободном (АГХК; мощность по ПЭ – 2,3 млн. тонн в год, по ПП – 400 тыс. тонн в год к 2027 году), компания реализует крупный проект на “Запсибнефтхиме” – ДГП-2 (мощность по ПП – 570 тыс. тонн в год, пуск – в 2027 году). На “Нижнекамскнефтехиме” (НКНХ) планируется пуск производства металлоценового полиэтилена (мощность – 300 тыс. тонн в год, пуск – в 2028 году). На “Казаньоргсинтезе” (КОС) за счет модернизационных мероприятий и дозагрузки мощностей планируется увеличить выпуск на 150 тыс. тонн в год (в 2025 году). Плюс свой полиолефиновый комплекс мощностью на 650 тыс. тонн должна пустить Иркутская нефтяная компания.
Очевидно, что новые мощности имеют экспортную ориентацию. Об этом говорит не только их явная избыточность для внутреннего рынка, но и их расположение в Сибири и на Дальнем Востоке. Газпромовские будущие проекты тоже стоит ожидать поближе к сырью и восточным рынкам сбыта.
Вот только насколько успешным будет участие России в “полимерной гонке”? С одной стороны, у страны есть для этого ресурсы. С другой стороны, не слишком ли поздний старт и достаточны ли темпы роста? КНР уже сейчас ежегодно вводит в строй несколько комплексов с совокупной мощностью 15-20 млн. тонн. Страна буквально за последние два года превратилась из главного мирового импортера в нетто-экспортера многих пластиков, например, ПВХ, ПЭТФ, ПП. И на этом не останавливается. Китайских темпов в ближайшие годы достигнет и Индия. В гонку включились также страны, зарабатывающие на добыче ресурсов. Саудовская Аравия планирует к 2030 году направить больше трети производственных объемов на нефтегазохимические мощности. Крупнейшая нефтяная компания страны Saudi Aramco вкладывается в проекты переработки по всему миру.
Кроме того, в условиях ограниченного доступа к мировым рынкам технологий Россия сильно зависит от КНР. Если сейчас РФ включится в “полимерную гонку”, согласятся ли “китайские партнеры” и дальше снабжать потенциального соперника на этой марафонской дистанции своими технологиями или постараются через это усилить свои позиции?
Медицина – в приоритете для полимеров. Внутри страны переработка полимеров также растет. Правда, в середине года темпы замедлились. В августе выпуск резиновых и пластмассовых изделий в России даже показал снижение на 1,6% впервые с начала года. Несмотря на это, по итогам 8 месяцев сохранился рост в 2,7%.
При этом стоит отметить, что развитие получают сегменты, которые еще несколько лет назад не были в приоритете, например полимеры в медицине. По данным “Сибура”, производство медицинских изделий из пластмасс и каучука достигло локализации в 30%, а потенциал оценивается в 60%. По данным Агентства инвестиционного планирования и маркетинга, рынок медицинских перчаток в РФ за три года вырос на 8%, достигнув 3,9 млрд. пар (в 2021 году – 3,1 млрд. пар). В то же время производство одноразовых шприцев пока полностью не восстановилось. По данным Росстата, за второй квартал 2024 года оно составило 0,28 млрд. штук, что выше уровня производства за аналогичный период 2023 года (0,22 млрд.), но ниже уровня 2022-го (0,33 млрд.). Дополнительные возможности для роста отмечаются в производстве фармацевтической упаковки.
В обеспечение сегмента полимерами к усилиям “Сибура” решила включится и “Газпром нефть” (в продолжение темы стратегии “Газпрома”). Компания в сотрудничестве с Санкт-Петербургским химико-фармацевтическим университетом запустила новое направление поддержки стартапов молодых предпринимателей в сфере биотехнологий, медицинской химии, новых полимеров и материалов в рамках акселератора “ХимФарм Долина”. 60 проектов уже прошли регистрацию в акселерационном наборе, а десятка финалистов будет объявлена в декабре этого года.
“Сибур” отметил юбилей сделки с ТАИФ этиленопроводом. Наконец, в свете всех разговоров про наращивание полимерных проектов стоит упомянуть и про еще одно знаковое событие. На минувшей неделе исполнилось три года с момента приобретения “Сибуром” нефтегазохимических активов в Татарстане у компании ТАИФ. В первую очередь речь, конечно, идет о “Казаньоргсинтезе” (крупнейший производитель полиэтилена после “Запсибнефтехима” в России) и “Нижнекамскнефтехиме” (крупнейший производитель каучука в России). Не будем гадать о том, кто и что выиграл от химической “сделки века”, а только отметим, что “Сибур” в Татарстане, вопреки многим опасениям, таифовскую инвестпрограмму не только не свернул, а даже расширил, принеся с собой идеи двух полимерных индустриальных парков, логоцентра, научного центра, завода катализаторов и т. д.
Вот и в трехлетие сделки компания тоже решила обозначить задел на будущее. Во-первых, “Сибур” объявил о проекте реконструкции этиленопровода между НКНХ и КОС. Этиленопровод был построен еще в 1976 году и сейчас мало отвечает будущим задачам. Напомним, на НКНХ готовят к пуску новый олефиновый комплекс “Этилен-600”, планируется нарастить подачу продукта на КОС под новые проекты. Отсюда и появилась идея модернизации этиленопровода. Во-вторых, на обоих предприятиях централизуют управление техпроцессами, сократив количество операторных с 44 до 4. На момент сделки только на НКНХ их было 197. По опыту “Запсиба” и “Томскнефтехима” известно, как “Сибур” успешно справляется с подобными проектами, поэтому стоит ожидать интересных решений и в Татарстане. (rupec.ru)