В сентябре топливные компании импортировали 52,2 тыс. т сжиженного газа (1,74 тыс. т в сутки), что в 2,3 раза меньше рекордного августа и на 41% за аналогичный период 2023 года. Как свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”, это одни из наименьших объемов поставки продукта с июня 2022 года.
Существенное снижение поставок обусловлено рекордно большими объемами отгрузок в августе на фоне подготовки к новым акцизным ставкам, вступившим в силу 1 сентября.
В первые 7 дней сентября трейдеры отгрузили рекордно низкий объем газа – 0,72 тыс. т, который является самым низким показателем с мая 2022 года. В процессе вымывания августовских остатков поставки росли и на последней неделе месяца составляли 2,33 тыс. т суточных. За два месяца были импортированы 176,2 тыс. т продукта, из которых 70% – августовский ресурс, 30% – сентябрьский. Этих объемов было предостаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка в течение двух месяцев.
Кроме того, на количество предложений газа повлиял и низкий спрос. По подсчетам розничных сетей, проливы снизились на 5-7%.
Из-за профицита ресурса и наличия более дешевого газа в сентябре внутренние цены на продукт были ниже закупочных.
Больше всего просели – в 4,8 раза до 7,2 тыс. т – объемы поставки газа железнодорожным транспортом. Его доля в общем импорте ресурса снизилась с 28% в августе до 14% в сентябре. По сравнению с аналогичным периодом 2023 г. отгрузки уменьшились в 3,5 раза. “Газ по железной дороге получается дорогим. В конце сентября цена на него на польско-украинской границе составила $790-825. Такая стоимость непроходима для рынка”, – отметил один из трейдеров.
Объемы автомобильных партий снизились на 47% до 27,1 тыс. т или около 48 газовозов в сутки. Но их доля в общем импорте выросла с 42% до 52%.
Основной страной отправки продукта за 29 дней сентября стала Польша, отгрузка из которой составила около 14,4 тыс. т, что вдвое меньше, чем месяцем ранее.
Первое место по поставкам газа по этому направлению разделили AmeriGas Polska и Bialchem Group, из терминалов которых было отгружено по 3,1 тыс. т газа. На третьем месте – Pakar Jacek (2,6 тыс. т), подозреваемый в поставке росгаза из-за низкой цены.
Более существенным было снижение отгрузок из Румынии: в 3,2 раза до 12,1 тыс. т. Основные объемы – 44% от общего импорта по этому направлению – были отгружены из Unicom Oil Terminal: 3,9 тыс. т, что почти в 4 раза меньше, чем в августе.
Несмотря на динамику снижения поставок из разных базисов отгрузки из OMV Petrom, импорт увеличился за 29 дней сентября на 60% по сравнению с августом и составил 3,2 тыс. т газа. Участники украинского рынка все больше интересуются газом производства OMV Petrom, а название компании все чаще упоминается при общении.
Снабжения из стран Балтии снизились в 1,7 раза до 0,30 тыс. т в сутки. Одной из причин стало уменьшение предложений со стороны литовского производителя Orlen Lietuva. В октябре импорт по этому направлению тоже будет ограничен из-за ремонта на Мажейкяйском НПЗ. “Литовский производитель сообщил, что в октябре газа не будет”, – отметил один из трейдеров.
За неполный сентябрь произошли изменения в тройке лидеров по поставкам газа. Если в августе первое место заняла компания “Вигазтрейд”, то в прошлом месяце – “БРСМ-Нефть”, импортировав за 29 дней сентября 6,5 тыс. т газа благодаря своему флоту. На втором и третьем соответственно ОККО и “Данкор Трейд”, которые отгрузили 4,8 тыс. т ресурса каждый (в августе эти места разделяли “БРСМ” и “Надежда”).
За 1-29 сентября первая тройка импортеров отгрузила 34% от общего объема поставок, на ТОП-10 импортеров пришлись 68%. (enkorr.ua)