Химия Украины и мира

Мир: Как и почему “посыпались” водородные проекты

Множество проектов по водороду, произведенному экологически чистым путем, так и остались на бумаге, а потраченные средства на их разработку “улетучились”.

Еще 3-5 лет назад в США, Европе и в нескольких азиатских странах был настоящий ажиотаж вокруг водорода, который должен был использоваться в качестве экологически чистого энергоносителя. Сегодня же мы наблюдаем процесс увядания этого мейнстрима, причем речь идет не просто об исчезновении инфоповодов из СМИ и заявлений политиков, а об отмене многомиллиардных проектов, в которые уже вложили колоссальные суммы.

Яркий пример – Дания переносит с 2028 на 2031 год пуск водородопровода для прокачки экологически чистого энергоносителя между западной Данией и северной Германией. В Минэнерго скандинавской страны уверяют, что это делается для того, чтобы синхронизировать исполнение графика реализации, спрос на водород в Германии и выработку чистой энергии, необходимой для производства “зеленого” H2.

Не так давно норвежская Equinor отказалась от проекта водородопровода в Германию и строительства мощностей по производству “голубого” водорода (из природного газа с улавливанием выбросов), объяснив это нерентабельностью проекта и отсутствием устойчивого спроса в ФРГ.

Фиаско терпят и другие проекты, связанные с водородом, в Европе и других уголках мира.

Как так вышло, что колоссальные инвестиции, вложенные в разработку подобных “зеленых” инициатив, ушли в пустоту, а H2 так и не стал той экологически чистой заменой, что должна была якобы бескомпромиссно подвинуть уголь, нефть и природный газ?

Что забыли учесть поклонники водорода. Первое и самое главное препятствие для проектов, связанных с использованием водорода в качестве энергоносителя, – это затраты на его производство. Впрочем, с доставкой и хранением тоже есть много проблем. По сути, чтобы сделать водород, который будет использоваться в качестве энергоносителя, надо потратить энергию. Чтобы получить “голубой водород”, придется использовать природный газ (улавливая СО2). Чтобы сделать “зеленый” водород, надо выработать энергию из ветрогенераторов или солнечных панелей, затем потратить ее на разложение воды с помощью электрического тока на водород и кислород.

Все это в итоге настолько дорого, что даже в Германии, где правительство одобряет почти любые проекты с приставкой “зеленый” и где есть программа модернизации и строительства новых водородных электростанций, постройка трубопроводов планируется лишь к 2035-2040 гг. Причем денег на полное финансирование этой программы правительство до сих пор не нашло.

Не получил массового распространения и проект коммунальной американской компании Florida Power& Light, которая в 2023-м запустила зеленый водородный хаб на 25 МВт. Эксперты из ряда компаний тогда заявили, что при производстве и сжигании “зеленого” водорода теряются 50-80% энергии, а эффективность современных генераторов достигает 64%. Более того, литий-ионные батареи могут сохранять избыточную “зеленую” энергию часами с эффективностью в 80-85%. Проще говоря, потери и затраты такие, что дешевле сжигать уголь и платить за выбросы СО2.

Кстати, о выбросах. В новом исследовании ученые из Гарварда выяснили, что улавливание CO2 из атмосферы выгоднее, чем производство водорода в качестве топлива. То есть траты на производство H2, его транспортировку, хранение и использование дороже, чем просто уловить углекислый газ от ископаемого топлива (или заплатить квоты за выбросы). Судите сами: производство объема “зеленого” водорода, который позволит не выбросить в атмосферу одну тонну СО2, составляет $500-1250/т; цена улавливания и хранения CO2 – $100-1000/т.

Конечно, все компании в мире, даже в странах, где энергопереход – основа внутреннего развития экономики, будут выбирать второй вариант.

Провалившиеся проекты. В отдельных случаях и с большими оговорками есть отрасли, где водород в качестве энергоносителя действительно сегодня применяют. Чаще всего это происходит в Азии, где “зеленые” проекты не ставятся как самоцель. К примеру, индийская Adani Total Gas начала подмешивать “зеленый” водород в газораспределительную сеть в штате Гуджарат на западе Индии. Для “питания” всего 4000 домов по трубопроводам идет только примесь, содержащая 2,3% водорода в природном газе.

Зато проекты, в которые еще пару лет назад вкладывали десятки и миллионы долларов лишь на разработку, сегодня отменяют, переносят сроки или вообще забывают про них. В Европе речь идет не только о мертворожденном трубопроводе с водородом из Дании в Германию или магистрали H2Med, которая должна будет соединить Испанию и Францию (проект стоимостью 2,5 млрд. евро тоже перенесли до 2030 года).

В Старом Свете большие проблемы у всей программы REPowerEU, которую Еврокомиссия опубликовала в мае 2022 г., дополнив водородной стратегией ЕС. Все его составляющие потерпели неудачу: IPCEI Hy2Tech (41 проект для создания дешевого водорода утвержден в июле 2022 г.) до сих пор так и не сделал себестоимость H2 дешевле, чем углеводородные энергоносители; IPCEI Hy2Use (интеграция водорода в промышленный сектор) за два года никаких реальных результатов не показал. Ни в одной из стран ЕС водород не занимает даже 10% доли в потребления энергии; IPCEI Hy2Infra (одобрили в феврале 2024 г.) был призван разработать более дешевые электролизеры и трубопроводы для передачи водорода. Учитывая провалы и переносы проектов таких трубопроводов в Северной и Южной Европе, можно считать и его провальным.

Даже на уровне одного города проекты дорожали всего за пару лет и в десятки раз, после чего, несмотря на уже потраченные деньги, их просто отменяли. Так произошло в немецком Ганновере, где департамент городского водоотведения изначально планировал построить проект мощностью 17 МВт на существующей очистной станции в 2021 году, оценив его стоимость в 25 млн. евро. Но к моменту отмены проекта в марте 2024-го расходы выросли до 136 млн. евро.

Примерно та же ситуация и на других континентах. Более того, для 99% производимого в мире водорода сырьем служит ископаемое топливо, что указано в отчете МЭА за 2023 год. То есть “зеленый” водород составляет лишь менее 1%, а “голубой”, то есть из ископаемого газа, но с улавливанием выбросов, – 0,6%. Экологически чистый H2 – это слишком дорогое и неудобное решение.

Промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов заявил, что главная проблема с водородными проектами – это даже не всегда стоимость, хотя она тоже стала причиной отмены многих из них, а безопасность.

“Условно говоря, если в порту взорвется судно с газом, повредятся стоящие рядом краны и повыбивает окна в зданиях. А если взорвется судно с водородом, то с лица земли исчезнет вообще весь порт. До сих пор точно неизвестно, как поведут себя трубы при прокачке чистого водорода. Проблема в том, что атомы H2 хорошо проникают в структуру металла, причем пока не понятно, как водород поведет себя, если металл холодный. Нет точных исследований о том, насколько целыми останутся магистрали, если прокачивать его на большие расстояния. В каких местах он будет улетучиваться больше обычного, где может замкнуть и взорваться? При этом нет подтвержденных заказов на H2, нет гарантированного спроса. Да, он нужен в нефтепереработке, но его там же на месте и производят. Зачем тратиться на подобные проекты в подобных условиях – непонятно”, – резюмировал эксперт. (oilcapital.ru)

Exit mobile version