За 9 месяцев зафиксирован рост экспорта российских минеральных удобрений в ЕС. Заинтересованность в них высказывают страны Африки и Индия. А на российском шинном рынке опять меняются владельцы активов.
Удобрения продолжают рост на экспорте. Третий квартал 2024 года, судя по первым оценкам, стал также успешным для российских минеральных удобрений, как и первые два. Пока нет абсолютных показателей производства, об этом можно судить по косвенным данным. Так, за 9 месяцев объем торгов на секции “Минеральное сырье и химическая продукция” на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) превысил результат за весь 2023 год. Правда, абсолютные показатели по-прежнему невелики – 115 тыс. тонн. Выросла и погрузка удобрений на сетях РЖД за этот период – на 6,8% до 50,3 млн. тонн.
Есть серьезные предпосылки и для рекордов на внешних рынках, куда идет основной объем произведенных в РФ удобрений. Несмотря на охлаждение политических взаимоотношений, растут поставки в страны Евросоюза. За январь-август Россия нарастила экспорт удобрений в ЕС на 43% в натуральном выражении относительно аналогичного периода прошлого года. Объем составил 3,3 млн. тонн. В денежном выражении экспорт вырос на 32% до 1,1 млрд. евро. Европейское статистическое агентство объясняет такой рост тем, что производство удобрений в ЕС фактически нерентабельно по причине высоких цен на газ. Импорт российских химикатов для сельхозпроизводителей из ЕС оказывается намного дешевле производства собственных.
Поставки могут вырасти и в Индию. Посол республики в Российской Федерации Винай Кумар заявил, что страна заинтересована в увеличении импорта удобрений из РФ. Свою заинтересованность высказывают и страны африканского континента. Более того, они готовы размещать российские производства. Об этом сообщил председатель Африканской энергетической палаты ЭнДжей Аюк.
На фоне таких успехов на внешних рынках несколько неожиданной оказалась информация о возможной отмене экспортных пошлин на удобрения с 2025 года.
Новак пояснил планы в нефтехимии. Чуть яснее стали причины того неожиданно высокого внимания к крупным проектам в нефтехимии, которое показал президент РФ Владимир Путин. Как пояснил в своей статье вице-премьер Александр Новак, “в ближайшие годы в мировой нефтехимии будет наблюдаться значительный прирост спроса – 0,9% ежегодно, что создает дополнительный экономический стимул для отрасли”. Нефтехимия отличается высокой рентабельностью, считает вице-премьер. “В этой отрасли рост цен в товарных цепочках от сырья к промежуточной и конечной продукции составляет от 3 до 12 раз”, – уточнил он.
По базовому сценарию прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленному Минэкономразвития, выпуск химических веществ и продуктов в РФ в 2027 году вырастет на 11,3% относительно 2023 года.
Шины продают, не накачав. Наконец, стоит отметить важную сделку на шинном рынке. Компания “Севергрупп” приобрела группу компаний “Кордиант”, одного из ведущих в России производителей шин, а также автокомпонентов, термотехники и электроинструментов. “Севергрупп” осуществляет деятельность по управлению инвестициями в интересах Алексея Мордашова. Стоимость сделки и ее условия не раскрываются. Таким образом, “Севергрупп” стала владельцем входящего в тройку крупнейших в РФ производителя шин с заводами по всей стране и получила права на диверсифицированный портфель брэндов ГК “Кордиант”. В линейке легковых шин это Cordiant, Tunga, Torrero, Gislaved, в линейке грузовых – Cordiant Professional и Tyrex.
Шинные активы “Кордиант” выкупила у международных компаний. Часть предприятий должна была заработать после смены собственников и реорганизации в 2024 году. Это должно было привести к росту российского производства шин.
В целом продажи шин в России действительно растут относительно низких показателей 2023 года. Продажи шин для легковых автомобилей за январь-август 2024 года выросли в штуках на 18% и на 28,9% год к году до 90,2 млрд. рублей. Выпуск шин для легковых автомобилей в стране за тот же период вырос на 22% за счет пуска простаивавших заводов. Однако в других сегментах покрышек наблюдается спад. (rupec.ru)