В октябре объемы импорта дизтоплива в Украину выросли на 18% до 583 тыс. тонн, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”. Рост поставок был обусловлен желанием некоторых компаний пополнить запасы топлива после относительно скромных закупок в сентябре.
Рост поставок произошел по всем направлениям. Но если поступления дизеля с юга выросли на 6%, то из западных источников объемы импорта увеличились на 37%.
В октябре с западного направления поступили 273 тыс. тонн продукта. Основной рост пришелся на поставки из Польши. Импорт оттуда вырос со 118 тыс. тонн до рекордных в этом году 168 тыс. тонн. Более 80% спроса на дизтопливо с польского направления формируют ведущие украинские сети АЗС, сократившие в сентябре импорт из-за больших августовских запасов топлива. На увеличении импорта из Польши также сказалось ограничение железнодорожных объемов из Литвы из-за ремонта на Мажейкяйском НПЗ.
На польском направлении лидировал Орлен. В октябре концерн продолжал поставлять топливо с Гданьского НПЗ, объемы отгрузок составили 42 тыс. тонн. С терминала в Журавице в Украину были доставлены 25 тыс. тонн топлива.
Компания Select Energy, являющаяся партнером “Укрпалетсистем”, в октябре качнула из польских портов 43 тыс. тонн. Продажи Unimot в прошлом месяце выросли более чем в полтора раза до 42 тыс. тонн.
Немного потеряла Литва: 37 тыс. тонн вместо 43 в августе. Основное сокращение пришлось на железнодорожные объемы, потому что сначала ремонтировали Моцкаву, затем – Мажейкяйский НПЗ.
Крупнейшими импортерами дизтоплива с западного направления были компании ОККО, “Укрпалетсистем” и АО “Энерго Трейд”. На троих они ввезли 148 тыс. тонн продукта. Также заметные объемы импортировали WOG, “Укрнафта”, компании “Автотехсервис” и “Мартин Трейд”.
Юг на месте. Октябрьские поставки дизеля с юга составили 310 тыс. тонн. Южное направление, страдающее хроническим профицитом, не показало существенного роста объемов.
Анализ потоков свидетельствует, что роль Румынии продолжает расти, в то время как импорт из других направлений уменьшается. В октябре из румынских базисов поступила 231 тыс. тонн продукта, что на 40 тыс. тонн больше по сравнению с сентябрем. Среди экспортеров оказались Vitol (74 тыс. тонн) и Euronova (69 тыс. тонн).
Из Греции импорт обвалился с 96 тыс. тонн в сентябре до 73 тыс. тонн в октябре. Поток оттуда убывает шестой месяц подряд. Судя по всему, этот продукт все труднее продавать на украинском профицитном рынке. Из Греции уходят танкерные партии по 4-6 тыс. тонн, которые сложно оперативно продать во избежание демереджа. Последние несколько месяцев такие системные трейдеры, как AGTG, Cantarell Trading и Wexler, постепенно увеличивают продажи топлива из Румынии, поскольку ценовые условия и логистические затраты при поставках баржами из Констанцы выгоднее.
Импорт дизтоплива из Турции второй месяц подряд остается на низком уровне. В октябре объемы поставок составляли 6 тыс. тонн.
Крупнейшими импортерами дизтоплива с юга были компании “Пэйд”, АО “Энерго Трейд” и ОККО. На них пришлись 25% поставок. Среди других крупных покупателей следует выделить компании “Арстак”, УНТК и “Эксон Юк”.
В октябре в Украину поставлялось дизтопливо из 21 страны. Наибольшие объемы принадлежали Кувейту – 194 тыс. тонн. Из-за конъюнктуры рынка именно в этой стране нашли горючее румынские трейдеры. Второе место пока сохраняется за Грецией. Но положение направления ухудшается. Продукция американских заводов составила 68 тыс. тонн. Столько же дали Польша (67 тыс. тонн), Израиль (57 тыс. тонн) и Словакия (57 тыс. тонн).
В ноябре участники рынка ожидают уменьшения потребления дизтоплива из-за сезонного фактора. Но первая декада месяца свидетельствует о том, что трейдеры не спешат сокращаться. За 12 дней была растаможена 241 тыс. тонн, что на 11% больше по сравнению с октябрем. (enkorr.ua)