У КОС – новые мощности, у ИНК – пока нет. Конец 2024 года должен был обеспечить полимерной отрасли России прирост новых мощностей на 770 тыс. тонн. Во-первых, на “Казаньоргсинтезе” (КОС, входит в “Сибур”) должен был заработать модернизированный реактор “B” на заводе по производству полиэтилена высокой плотности. Во-вторых, завод полимеров в Усть-Куте должна была пустить “Иркутская нефтяная компания” (ИНК).
С модернизированными мощностями КОС сюрпризов не произошло. В середине декабря обновленный реактор “В” заработал (официально старт дали 16 декабря). Мощность установки выросла на 120 тыс. тонн (со 100 до 220 тыс.). В нулевые подобную модернизацию на предприятии прошли реакторы “А” и “С”. Таким образом, общая мощность производства полиэтилена высокой плотности на КОС сейчас составляет 660 тыс. тонн в год.
С заводом ИНК на 650 тыс. тонн полимеров все оказалось не так просто. Еще в 2023 году появилась информация, что пуск будет перенесен на 2025 год. В современных условиях сообщение не вызвало особого удивления: после февраля 2022 года отрасль относится с пониманием к “сдвигу сроков вправо”. Однако официальные представители ИНК стали опровергать это сообщение и позже многократно говорили, что речь идет о выходе на полную мощность в 2025 году, но первая тонна продукции на заводе точно будет получена в декабре 2024-го.
Первые гранулы на своем полимерном заводе ИНК действительно смогла получить в декабре, но только в рамках пуско-наладки и на привозном сырье. О товарной продукции сейчас речь не идет, а официальный пуск завода перенесен на размытое “первое полугодие 2025”.
Таким образом, из ожидаемых новых 770 тыс. тонн мощностей базовых полимеров отрасль в 2024 году получила только 120 тыс. тонн.
Переработка каучука растет на переориентации поставок СК на внутренний рынок. По эластомерам роста мощностей не было, но был символический прирост по их выпуску. Появились первые предварительные итоги по производству и переработке каучуков. Потребление синтетического каучука (СК) в России в 2024 году, по предварительным данным, составит 345 тыс. тонн. Это на 20% выше показателей прошлого года и фактически на уровне докризисного 2021 года. Производство СК в России относительно прошлого года выросло на 1% и составило 1008 тыс. тонн, но уровень 2021 года пока не достигнут. Прирост в переработке произошел за счет переориентации поставок каучука с экспортных рынков на внутренний. Доля внешних поставок СК производства РФ снизилась за 4 года с 74% до 67%. Доля импортного СК в российском потреблении в 2024 году составила 3%. Для сравнения: в 2021 году она составляла 10%.
Если переходить к конкретным сегментам потребления, то в 2024 году объем российского рынка резинотехнических изделий (РТИ), по предварительным данным, составит 290 тыс. тонн. В сравнении с 2023 годом произошло снижение объемов потребления готовых изделий на 7%. Относительно 2021 года наоборот был зафиксирован рост на 1%. Такие показатели связаны, в первую очередь, с эффектом высокой базы 2023 года.
В производстве шин по итогам года ожидается существенный рост. По результатам 9 месяцев он составил 9,2%. Однако увеличение идет исключительно за счет выпуска продукции для легковых автомобилей. Производство в других сегментах стабильно сокращается третий год подряд.
Обзор законодательных инициатив и регуляторных решений. Не хотят помогать каучукам и законодатели. Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам рекомендовал отклонить законопроект о введении обратного акциза для производителей синтетического каучука при заключении ими соглашения с Минэнерго. Во время заседания представитель Минфина объяснил, что производителям каучуков будет оказываться поддержка, но неналоговыми методами, добавив, что с “инициаторами” согласовано снятие законопроекта с рассмотрения.
Также строги оказались законодатели и к производителям спиртсодержащей продукции. При этом их решения отразятся и на других химических компаниях. Во-первых, комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о введении административной ответственности за нарушение требований к обороту метанола и метанолсодержащих жидкостей. Во-вторых, Госдума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий обязательную маркировку спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 10% объема готовой продукции в соответствии с перечнем, устанавливаемым правительством РФ.
А вот к производителям и экспортерам удобрений в конце года власти оказались благосклонны. Госдума приняла в третьем чтении поправки к федеральному закону “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”. Они упрощают использование пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта. Такая продукция не будет требовать государственной регистрации.
Навстречу отрасли пошло и правительство. Оно до конца 2024 года снизило ставки вывозных таможенных пошлин на минеральные удобрения, привязанные к курсу рубля. Решение касается азотных, фосфорных, калийных и сложных удобрений. Пошлина на вывоз таких удобрений будет составлять не более 7%. До этого ставка по мере роста курса рубля выросла до 10%. (rupec.ru)