Объемы производства бензола (БЗ) и производного стиролмономера (СМ) в Северной Америке могут снизиться в 2025 году из-за роста производственных затрат.
Выпуск СМ и производных, вероятно, сократится из-за окончательного закрытия завода по производству СМ в Сарнии и завода по производству акрилонитрилбутадиенстирола (АБС) в Огайо.
По данным Argus, в 2024 году средние показатели загрузки СМ составили около 71-72% от мощности, что на 1-2 процентных пункта больше, чем годом ранее. Ожидается, что в 2025 году показатели загрузки снизятся до 70% из-за слабого базового спроса, что компенсирует влияние закрытия двух заводов.
Многие производители СМ на побережье Мексиканского залива США вступают в 2025 год по сниженным ставкам из-за высоких переменных денежных затрат на производство по сравнению с ценой спота СМ. Цена контракта БЗ и более высокие цены на этилен недавно привели к росту производственных затрат для производителей СМ.
Из-за интенсивного сезона ремонта установки крекинга этилена в начале 2025 года себестоимость производства производных СМ в Луизиане будет высокой, что снизит мотивацию некоторых операторов СМ ниже по цепочке работать обычными темпами.
Цены на БЗ на побережье залива обычно падают, когда спрос на СМ слабый. Но импорт из Азии, как ожидается, сократится, что приведет к сокращению поставок в Северной Америке, что может удерживать цены на БЗ на высоком уровне.
Ожидается, что импорт БЗ из Азии сократится в 2025 году из-за меньшего количества арбитражных возможностей, поскольку ожидается, что цены на БЗ в Азии и США останутся близкими к паритету в первой половине года. Импортный арбитраж из Южной Кореи на побережье Персидского залива был закрыт большую часть четвертого квартала 2024 года. Цены в Азии получили поддержку из-за спроса со стороны Китая на БЗ и производные, а также из-за затрат на производство ароматических соединений в регионе, которые выросли вместе с более высокими ценами на нафту.
По данным Global Trade Tracker, в январе-октябре 2024 года более 60% импорта БЗ в США приходилось на Северо-Восточную Азию. Потеря любой части этого импорта обычно ужесточает рынок США и стимулирует внутренний спрос на БЗ.
Однако производители СМ могут смягчить сокращение поставок БЗ из-за снижения импорта, если продолжат работать по сниженным ценам в 2025 году. На побережье Мексиканского залива США ежемесячно наблюдается дефицит БЗ примерно в 100000 метрических тонн (т), но источники на рынке говорят, что слабый прогноз спроса на СМ в 2025 году сократит потребности США в импорте БЗ почти вдвое.
Несмотря на сокращение импорта БЗ в Северную Америку, снижение потребления СМ может затруднить темпы производства БЗ операторами установок селективной диспропорционации толуола (STDP).
Самым большим препятствием для операторов STDP в 2025 году станет спрос на параксилол (ПС). Поскольку установки STDP производят БЗ наряду с ПС, необходим внутренний спрос на ПС. Но спрос был слабым из-за импорта ПС и производного полиэтилентерефталата (ПЭТФ).
Объемы операций STDP возросли в конце года после работы на минимальных мощностях или простоя с 2022 года. Это произошло на фоне того, что цены на БЗ постоянно превышали цены на сырьевой толуол.
По данным Argus, спред БЗ к толуолу нитрационного качества в 2024 году составил в среднем 30,5 цент./USG, а спред БЗ к толуолу коммерческого качества (CGT) в среднем составил 49,25 цент./USG. Это означает, что большую часть года операторы STDP могли бы оправдать работу установок на более высоких скоростях для производства большего количества БЗ и ПС.
Но еще одной проблемой, которую следует учитывать при оценке STDP в 2025 году, является стоимость толуола для смешивания бензина по сравнению с его стоимостью для химического производства. В 2022 и 2023 годах стоимость толуола в октанах была выше, чем при переходе в STDP для производства БЗ и ПС. Импорт исходного толуола должен упасть в 2025 году, что приведет к сокращению маржи STDP и дальнейшему ограничению целевого производства бензола в США в 2025 году. (argusmedia.com)