В первой половине января произошло резкое падение спроса на импортное дизтопливо. Уменьшение продаж обусловило накопление декабрьских запасов перед повышением акциза. Количество желающих покупать новые объемы в январе уменьшилось также из-за роста европейских котировок.
В начале года премии на автомобильные партии ДТ у польских компаний уменьшились на $2-3/т до $55-70/т к котировкам CIF NWE без учета эскалации. Спрос в январе таков, что некоторые компании пока не продали в Украине ни одной тонны.
“С начала года у нас еще не было продаж. Возможно, что-то было бы, если бы не рост котировок”, – рассказали в Solumus.
У компаний Anwim и Unimot ситуация с продажами автообъемов не намного лучше – на двоих они продали 10 машин с дизелем в первой половине января.
“По цене мы сейчас проигрываем литовскому Orlen, который, по сути, продает топливо по котировкам на прошлой неделе. Когда котировки начнут падать, придет время”, – считают в польской компании.
Железнодорожные продажи также не без потерь. На январь объемы в вагонах были проданы за $71-74/т к котировкам CIF NWE без учета эскалации на условиях DAP, это на $2-3/т выше, чем в декабре. Поставщики ресурса отметили, что объемы реализации в начале года упали. “Сети на январь заказали объемы, а вот трейдеры отказались”, – сообщили в Unimot.
Автомобильные партии дизтоплива 13-19 января Orlen Lietuva продает за $733-748/т на условиях FCA. На момент установления цен премии на автомобильные партии к котировкам CIF составляли $25-40/т. На следующей неделе наценки упали до $6-20/т – самого низкого уровня за последние несколько месяцев.
“Orlen заливается дизелем. В начале года в Литве повысили акцизы на топливо, поэтому теперь все транзитные грузовики пытаются заправляться в соседней Польше, что способствует падению реализации”, – рассказал представитель одной из сетей.
Участники рынка также сообщают, что премии на январские железнодорожные объемы с терминала в Моцкаве упали ниже $40/т на фоне слабого спроса.
На юге, где обычно наблюдается активная торговля, в начале года было тихо. “Везем очень осторожно, потому что спрос фактически отсутствует”, – говорит крупный зарубежный трейдер.
За первые две недели января объемы поступлений морских партий составляли всего 36 тыс. т, это втрое меньше обычного.
Премии на баржевые и танкерные партии из Констанцы и греческих портов по сравнению с декабрем не изменились. “На таком спросе никто ничего не стал менять. Можно договориться о более дешевом фрахте, на $1-2, но ведь никто не везет”, – говорит один из участников рынка.
Баржевые партии из Констанцы в январе отгружаются за $28-32/т к CIF Med, греческие танкеры продаются за +$18-22/т к котировкам FOB Med. В январе греческий дизель конкурирует сам с собой, поскольку в Констанце 60% продаваемых в Украине объемов – это продукт Hellenic и Hellas. В то же время трейдер, возящий большие объемы греческого топлива, говорит, что снабжать маленькими танкерами напрямую не очень выгодно, у Констанцы сейчас лучшие условия. Танкерные партии продукта STAR из Алиаги предлагались за $16,5-17/т к FOB Med, но в этом месяце еще не было продаж.
Автомобильные партии ДТ на украинском берегу Дуная предлагались за +$78-83/т в CIF Med.
Трейдеры не возлагают особых надежд на январь, ожидая, когда рынок переварит декабрьские запасы и в конце концов заработает. “Ожидаем активизации рынка где-то после 10 февраля”, – сказал морской трейдер. (enkorr.ua)