Химия Украины и мира

Россия: Рост цен на бытовую химию – признак подвижного рынка

Еще год назад некоторые российские аналитики оптимистично обещали, что рост цен на бытовую химию – ситуация временная, скоро она стабилизируется и потребитель будет получать товар по щадящей стоимости. Однако в финале прошлого года российские производители один за другим объявили об очередном повышении цен на средства по уходу за домом. Причем повышение это существенно превзошло предыдущие. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Влюблен не по собственному желанию. Потребитель стал предпочитать российскую бытовую химию импортной. Производители отвечают на возросшую симпатию покупателя серьезным повышением цен. И не потому, что им так больше нравится, а потому что вынуждены обеспечивать рентабельность своих предприятий в условиях экономического и политического давления.

О том, что подорожание ассортимента в ближайшем будущем не уменьшит его востребованность, говорит небывалый рост российского рынка бытовой химии. В 2024 он прибавил в объеме на 4.5 млрд. рублей, заполнив вакантные места зарубежных поставщиков. Спрос на современные, удобные в применении средства для домашней гигиены не сократился с уходом многих производителей из дальнего зарубежья. К тому же некоторые из них перепродали свои российские фабрики местным инвесторам.

Агентство “Infoline-аналитика” прогнозирует, что в этом году продажи средств по уходу за домом и телом должны увеличиться примерно на 14% и достичь 870 млрд. рублей.

По данным рекламного агентства “Gradus”, только продукция для стирки в стране сейчас представлена 500 брэндами. При этом продажи 10 из них составляют 85.9% от общего объема реализации стирающих и моющих средств. Такие цифры позволяют сделать вывод об укреплении позиций ключевых игроков и постепенном ослаблении более мелких компаний. Возможно, что скоро подобная тенденция проявится сильнее, если учесть ужесточение условий игры.

Испытания не для слабонервных. Годом ранее фабрики России аккуратно корректировали свои цены, в среднем на 10%. Теперь же они взлетают у некоторых на 20-25%. Вызвано это не только санкциями, усложнением логистики и дороговизной сырья, но и внутренними факторами.

По новому законодательству средства для ухода за домом вошли в число товарных групп, которые с началом весны придется маркировать в обязательном порядке. Бизнес готовился к этому несколько лет, осознавая, что новшество вызовет ценовой скачок. Причина в том, что сама процедура маркировки довольно затратна: требует новейшего оборудования и программного обеспечения, переобучения сотрудников, организационных перемен в производстве и ритейле, кроме того, обозначить меткой каждый продукт тоже стоит денег. Маркировка усложняет таможенное оформление товаров, затрудняет логистику, которая и без того запутана в результате санкций.

Все маркировочные затраты повышают себестоимость бытовой химии, что особенно сказывается на продукции малых и средних предприятий. Чтобы новшество их не подкосило, Центр развития перспективных технологий (единственный оператор процесса маркировки) возмещает таким компаниям половину стоимости техники, необходимой для кодирования продукции.

Задумано так, что маркировка должна стать средством борьбы с контрафактом. Она обеспечивает государству возможность контролировать весь путь бытовой химии – с заводского конвейера на полку ванной комнаты покупателя. Он, в свою очередь, может отсканировать маркировку и проверить на подлинность чистящее или моющее средство, если загрузит в свой мобильник специальное приложение. Информация о цифровом коде каждого флакона или коробки с продуктом хранится в электронной системе “Честный знак”.

Летнее повышение таможенных пошлин на многие товары из недружественных государств сопровождалось небольшим подъемом цен на рынке бытовой химии – в среднем на 5%. Что касается самих таможенных ставок, то для некоторых стран они взметнулись существенно. Например, ввоз на территорию России бытовой химии, косметики и средств гигиены из Польши подорожал на 35%. В аналогичных условиях оказался импорт чистящей и моющей продукции из Великобритании, США, Новой Зеландии, Канады, Австралии.

Предполагалось, что мера будет временной. Однако начало 2025 года ознаменовалось новым 10%-ным ростом ставок при прохождении таможенного контроля многими видами импорта, в том числе товарами для домашней гигиены.

Принимая такие решения, российское правительство декларирует свои цели: стимулировать развитие бизнеса, ограничить поступление зарубежных продуктов. А в результате импортная бытовая химия, которая, несмотря на препятствия, реализуется в России, растет в стоимости, подтягивая за собой ценовую политику крупных российских ритейлеров. Особенно это касается зарубежных стиральных порошков, по-прежнему популярных в России.

Кроме того, в очередной раз стало дороже применять в производстве импортные компоненты и элементы упаковки. Фабрикам, которые не желают от них отказываться, приходится компенсировать затраты наращиванием цен. От импорта особенно зависят производства гелей для стирки белья и жидкого мыла, где зарубежные ингредиенты составляют около 60%. А российские стиральные порошки высокого качества обычно на 30% состоят из импортных компонентов.

От предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения, введение НДС потребует в этом году не только финансовых, но и трудозатрат, поскольку усложняется учет товаров. Повышение налога на прибыль с 20% до 25% также включается в себестоимость бытовой химии, как и другой продукции. Еще туже ремень затягивают падение рубля и активация новых пакетов санкций. В итоге даже колоссальное повышение ключевой ставки ЦБ РФ не в состоянии остановить инфляцию.

Некоторые цифры. С от 5 до 25%-ного повышения цен на часть ассортимента начала этот год компания “Арнест”. За ней последовала ПКК “Весна”, которая увеличила стоимость своих товаров до 24,2%. На 10-15% подорожала бытовая химия фирмы “Аквалон” из Подмосковья. Компания “Хоум Эксперт” откорректировал стоимость товаров, выпускаемых под торговой маркой “Lomberta”: они стали дороже на 7-18%.

С февраля купить продукцию московского предприятия “Альфатехформ” можно лишь по цене на 5-26% выше прежней. А весь ассортимент компании “АВС групп” теперь будут продавать на 15% дороже, чем в прошлом году. О повышении заявили в “Коттон Клаб”, для этого предприятия оно было за год не первым: с начала 2024 г. рост цен здесь составил не менее до 23%. Также во втором месяце этого года на 9,78% поднимутся в цене все продуктовые линейки компании “Стим”. И это не все компании, которые повысили цены.

Онлайн дешевле. Онлайн-торговля позволяет ритейлерам оптимизировать логистику, экономить на хранении и кадровой политике, а потому позволяет удерживать привлекательные для покупателей цены на бытовую химию. Подсчитано, что в прошлом году услугами маркетплейсов пользовались 84% населения России. В большинстве случаев это жители крупных городов. Причем 80% россиян делают покупки онлайн чаще, чем пару раз в месяц.

Аналитики предупреждают российский бизнес о шквальном росте востребованности маркетплейсов. По их мнению, к концу 2025 года объемы продаж через интернет средств по уходу за домом увеличатся почти вдвое. Важную роль в этом процессе должны сыграть демократичные цены маркетплейсов.

Ажиотаж стихает. Специалисты из маркетингового агентства “Роиф Эксперт” отмечают, что стоимость бытовой химии, ввозимой в Россию из-за рубежа, заметно превышает цены российского экспорта товаров той же категории. При этом основные поставщики импорта на сегодня – Беларусь, Китай и Турция. За минувший год особенно расширились поставки в страну средств домашней гигиены из Турции.

Между тем, в 2024 впервые за несколько десятилетий объем внутреннего производства бытовой химии в восемь раз превысил поставки импорта. Аналитики рассчитывали, что подъем рынка товаров по уходу за домом обеспечит стабилизацию цен и будет способствовать снижению инфляции. Однако этому помешали внешние и внутренние факторы, осложняющие ритейл бытовой химии в России.

Сокращение поставок импортной продукции вызвало повышение предпринимательской активности, развитие производства и продаж российских товаров для домашней гигиены. В то же время рост затрат, конкурентные преимущества крупных компаний, которые владеют раскрученными брэндами, – все это убавляет энтузиазм у представителей малого и среднего бизнеса. Увеличение себестоимости бытовой химии и другие факторы вынуждают их оптимизировать расходы, повышать цены на продукцию. При этом технологические, рекламные, логистические возможности малых и средних предприятий часто оказываются недостаточными для того, чтобы выдержать давление экономического кризиса. Эксперты прогнозируют, что некоторые из них уйдут с рынка нынешней весной.

В итоге это может привести к монополизации отрасли крупными компаниями, значит, к снижению конкуренции. Как влияет последнее обстоятельство на качество продукции, известно: чем менее выражена конкурентная борьба за потребителя, тем меньше перед ним ответственности и ниже качество товаров.

А сейчас рынок бытовой химии в постоянном движении, до стагнации ему далеко. Новое существенное повышение цен – одно из проявлений этой экономической подвижности, которую покупательский спрос в России должен выдержать. (ruhim.ru)

Exit mobile version