Химия Украины и мира

Украина: Импорт дизтоплива в январе 2025 года упал вдвое

Импорт дизтоплива ожидаемо просел в начале года. В январе компании завезли всего 315 тыс. т, что вдвое меньше показателя декабря прошлого года, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”. Главные причины падения – очередное повышение акцизов с 1 января, перед которым компании совершили немалые запасы, и сезонное уменьшение спроса.

Закупки уменьшились как с запада, так и с юга. При этом поступления топлива через западные границы сократились на 42%, тогда как импорт с южного направления рухнул на 60%. Спрос на западном направлении поставок в большинстве своем обеспечивают сети АЗС, в то же время с юга топливо импортируют преимущественно трейдерские компании. Продажи в розничном сегменте хотя и продемонстрировали снижение, но оно было не столь существенным, как в опте.

Поставки из Румынии в прошлом месяце сократились со 186 тыс. т до 90 тыс. т. Компании Vitol и Euronova Energies сохранили лидерские позиции, но существенно потеряли в объемах. В Vitol продажи в Украине сократились с 82 тыс. т до 44 тыс. т, а у его крупнейшего конкурента – с 64 тыс. т до 18 тыс. т.

Еще более драматичным, более чем в три раза, было падение греческих объемов. В начале года трейдеры привезли по морю лишь 38 тыс. т греческого топлива. В отличие от румынской Констанцы, отгружающей продукт баржами по 1,5-2,5 тыс. т, из греческих портов идут танкеры по 5-6 тыс. т. В условиях крайне низкого спроса компании не решались везти крупные партии продукта, поскольку их труднее пристроить на рынке. Основные объемы в прошлом месяце привезли D.Trading (16 тыс. т) и Cantarell Trading. Компания AGTG предпочитала минимизировать риски, поэтому сократила продажи в семь раз (4 тыс. т).

Турецких грузов в январе не было вообще. Последние месяцы импорт из Турции был нерегулярным из-за ремонта на НПЗ STAR. Впрочем, поставки из Tupras тоже исчезли из-за неприглядных условий.

“В прошлом году мы привезли три танкера, но, откровенно говоря, экономика там не считалась”, – рассказал один из импортеров.

Запад угасает. Поставки из Польши сократились на 38% до 131 тыс. т. Отгрузки из терминала Orlen в Журавице почти не изменились в январе и составили 56 тыс. т. Но остальные компании были вынуждены уменьшить поставки из-за слабых продаж.

Польская группа Unimot в январе реализовала в три раза меньше топлива. Трейдер Select Energy, сотрудничающий с компанией “Укрпалетсистем”, сократил поставки с 64 тыс. т до 29 тыс. т. Очевидно, на объемах импорта дизеля из терминала в Щецине сказалось снижение спроса в оптовом сегменте, где “Укрпалетсистем” очень активна. В свою очередь компания нашла вход на торги государственных потребителей, в частности “Укрзализныци”, где уже успела отвоевать 28 тыс. т.

Продажи у мелких поставщиков, таких как Anwim и Solumus, упали еще больше. По словам представителей этих компаний, их телефоны были холодными большую часть января. На двоих они смогли продать 830 т топлива против 4,6 тыс. т в декабре. Кроме очевидного падения спроса другой причиной уменьшения продаж польские фирмы называли конкуренцию с продаваемыми дешевле литовскими грузами.

Импорт из Литвы в январе снизился на 22% до 26 тыс. т. При этом основное сокращение произошло за счет железной дороги. Продажи автообъемов были лишь на 12% меньше декабрьских и составили 21 тыс. т. В начале года в Литве произошло повышение акцизов на топливо, что повлекло за собой уменьшение спроса внутри страны. Как следствие, Orlen Lietuva в январе продавал автомобильные партии дизеля с низкими наценками, что вместе с растущими котировками дало компании преимущество на рынке.

Рейтинг импортеров. Слабый с точки зрения реализации январь несколько изменил позиции компаний в ТОП-10 импортеров. ОККО и “паллеты”, ввезшие 51 тыс. т и 33 тыс. т, соответственно, сохранили свои места в рейтинге. В то же время АО “Энерго Трейд” было вынуждено уступить бронзовую ступень WOG: в январе “зеленые” привезли 30 тыс. т дизеля, тогда как АО успело оформить только 26 тыс. т.

На четвертой позиции оказалась “Укрнафта”, которая была одной из немногих, кто увеличил импорт в прошлом месяце. Госкомпания приобрела за границей 30 тыс. т топлива, это на 7% больше, чем в декабре. Последние месяцы у “Укрнафты” оказались очень напряженными из-за необходимости затаскивать огромные объемы продукта, в частности, для крупных государственных потребителей.

Из январской десятки вылетели оптовый трейдер “Арстак” и “БРСМ-Нафта”. Первый работает исключительно на юге, поэтому, пожалуй, по полной почувствовал холодное дыхание рынка. Но за январь компания Ростислава Якобсона успела импортировать 7 тыс. т, хотя это не 20, как в декабре. Закупки “БРСМ” упали до 3 тыс. т, скорее всего, из-за того, что в декабре были 19 тыс. т. На это указывает и цена на некоторых колонках сети, где еще светятся минимальные на рынке 49,99 грн./л. Кроме того, это максимальная цена среди других странных сетей из бочек и ноунеймов.

Новичками в рейтинге стали компании УНТК и ППЭК, импортировавшие 9 и 8 тыс. т соответственно.

Рынок ожидает пробуждения потребителей и истощения декабрьских запасов. Но первая декада февраля пока не дает повода для оптимизма. Продукта явно больше, чем потребителей. (enkorr.ua)

Exit mobile version