Рынок нефти использует все возможные рычаги, чтобы смягчить глобальный кризис дизельного горючего, но времени для пополнения запасов маловато – скоро производство сократится из-за сезона ураганов и технического обслуживания нефтеперерабатывающих заводов.
Как пишет Bloomberg, от побережья Мексиканского залива до Роттердама и Сингапура цены на резервуары для хранения только недавно начали расти с критически низких уровней. Трейдеры отмечают, что пополнение запасов будет напряженным процессом. Учитывая недавние скачки цен во время израильско-иранского противостояния, большинство участников рынка не ожидает значительного ослабления. Такие предупреждения озвучивали ранее аналитики Goldman Sachs Group Inc. и энергетическая компания TotalEnergies SE.
Ситуация с дизельным топливом имеет далеко идущие последствия для мировой экономики. Рост цен может повлиять на уровень инфляции и подорвать доверие потребителей и бизнеса, особенно в условиях таможенной политики президента США Дональда Трампа, которая также повышает расходы.
Американским фермерам осенью понадобятся большие объемы дизельного горючего для работы тракторов и зерносушилок в период сбора урожая. В то же время водители уже платят на заправках больше всего за последний год.
Стремление Трампа наказать Индию за переработку российской сырой нефти в дизельное топливо, необходимое мировому рынку, делает Европу особенно уязвимой. После запрета прямого импорта из соседней России континент стал более зависим от поставок из отдаленных регионов.
“Мы настроены оптимистично к концу года, – говорит Рами Рамадан, соруководитель отдела глобальных средних дистиллятов компании BB Energy. – Нас точно ожидают определенные потрясения из-за того, что Европа была отключена от ближайших источников снабжения”.
Запасы дизельного горючего в США, используемого в локомотивах, грузовиках, производстве электроэнергии и отоплении, упали до самых низких летних уровней за весь период XXI века. Хотя обычно запасы растут в летний сезон, долгосрочные факторы последних лет лишь обострили ситуацию.
Серия закрытий нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в США и Европе после крушения нефтяного рынка, вызванного пандемией Covid-19, привела к сокращению поставок в ключевых транспортных узлах. Несмотря на то, что высокая маржа заставляет компании Phillips 66 и Valero Energy максимизировать производство дизельного горючего, запасы в США лишь в последние недели несколько превысили критические минимумы, зафиксированные летом 2022 года: сразу после того, как Москва начала полномасштабную войну против Украины.
В Европе покупатели ожидают танкеры с Ближнего Востока и Азии.
После авиаударов Израиля по Ирану цены на баррель достигли эквивалента в $110, но впоследствии снизились до около $90. Летний рост цен на дизельное топливо поддержал котировки сырой нефти, в то время как ОПЕК+ возобновила добычу быстрее, чем предполагалось.
До начала полномасштабной войны в Украине дизельное топливо в Европе редко торговалось на $15 за баррель выше нефти Brent. С тех пор оно почти не опускалось ниже этой отметки. Сейчас спрэд – известный в рыночной терминологии как “кряк” – превышает $20 в Европе и около $30 в США.
Goldman Sachs прогнозирует, что оба спреда будут оставаться близкими к текущему уровню до 2026 года “из-за продолжения структурной ограниченности нефтеперерабатывающих мощностей”. В TotalEnergies отмечают, что высокие цены на дизельное топливо станут “постоянной чертой” мирового нефтяного рынка.
“В преддверии сезона ураганов, если возникнут перебои со снабжением, думаю, рынок отреагирует достаточно резко, учитывая столь низкие запасы, – отмечает исполнительный вице-президент и главный операционный директор Valero Гэри Симмонс во время телефонной конференции по прибылям. – Ожидаем, что кряки в дизельном секторе будут оставаться сильными”.
Дизельное топливо относится к группе продуктов переработки, известных как средние дистилляты, в которую также входят реактивное топливо и мазут. Высокий спрос со стороны авиационного сектора дополнительно усилил баланс поставок, холодная зима может иметь аналогичный эффект.
“В течение следующих трех-четырех месяцев мы достаточно позитивно настроены по поддержке кряков на рынке дизельного горючего на уровнях, подобных нынешним”, – говорит главный коммерческий директор Marathon Petroleum Corp. Рик Хесслинг во время телефонной конференции по прибылям. Он добавил, что спрос со стороны грузовых перевозок и сельского хозяйства “очень здоровый”.
Однако не все трейдеры разделяют оптимизм. За последние несколько недель наблюдается определенное облегчение: кроме признаков восстановления запасов, в июле из Азии и Ближнего Востока в Европу было отправлено больше дизельного и авиационного горючего, чем когда-либо за последние 11 месяцев, согласно данным Kpler.
Один супертанкер с дизельным горючим объемом 2 млн. баррелей сейчас идет в Европу, а еще один уже забронирован – со слов лица, причастного к потокам. Это придает импульс процессу пополнения поставок.
“Одна из вещей, которые мы делаем, – это наблюдаем за Ближним Востоком и Индией, где существует глобальная чистая длина дистиллята для потенциального импорта в Европу”, – сказал Брайан Манделл, исполнительный вице-президент по маркетингу и коммерции Phillips 66, во время телефонной конференции по прибылям. Манделл отметил, что цены, вероятно, со временем снизятся, поскольку Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и ее партнеры добавят дополнительные запасы тяжелой сырой нефти, лучше подходящей для производства дизельного горючего. Но группе нужно время, чтобы перейти от целевых показателей к фактической добыче, а затем чтобы баррели были отправлены, переработаны на дизельное топливо и, наконец, достигли конечных покупателей.
“Мы считаем, что маржа дистиллятов будет оставаться высокой в течение года, а потом несколько снизится, когда на рынок вернутся эти дополнительные баррели – тяжелые баррели сырой нефти”, – сказал он. (enkorr.ua)