Россия и Беларусь в августе нарастили железнодорожный экспорт моторного горючего в страны Центральной Азии, Монголии и Афганистана до 900 тыс. тонн против 815,74 тыс. тонн в июле, сообщает Reuters со ссылкой на источники в отрасли и собственные расчеты.
Поставки горючего из РФ выросли до 779 тыс. тонн с 743,35 тыс. тонн в июле (581,47 тыс. тонн в августе 2024 года), из Беларуси – до 121,07 тыс. тонн против 72,34 тыс. тонн (5,14 тыс. тонн).
Правительство РФ ввело ограничения на экспорт бензина с 30 июля 2025 года, которые продлило до конца сентября, чтобы сдержать рост цен и избежать дефицита на внутреннем рынке. В то же время отгрузки российского автобензина продолжаются для стран ЕАЭС и других государств, имеющих двусторонние соглашения о поставках горючего.
Экспорт нефтепродуктов в Центральную Азию привлекателен для российских компаний благодаря отсутствию санкций, морских перевалок и возможности расчетов в рублях. В целом поставки из РФ и Беларуси автобензина, дизтоплива, авиационного керосина и автогаза в Центральную Азию в январе-августе 2025 года выросли по сравнению с тем же отрезком 2024 года на 30% до 5,95 млн. тонн.
Автобензин. В августе поставки российского бензина в Афганистан и Туркменистан прекратились, но вырос экспорт в Кыргызстан (до 36 тыс. тонн с 26,32 тыс. тонн в июле) и Таджикистана – до 41,1 тыс. тонн (с 25,3 тыс. тонн в июле).
Беларусь увеличила поставки бензина через Каспий в направлении Афганистана до 58,1 тыс. тонн (29 тыс. тонн месяцем ранее), в Туркменистан – до 38,13 тыс. тонн (с 31,54 тыс. тонн).
За 8 месяцев 2025 года экспорт автобензина из РФ и Беларуси в регион вырос на 44% до 1,99 млн. тонн.
Авиационный керосин. Больше всего закупки авиатоплива из России и Беларуси увеличили Казахстан и Узбекистан. В августе поставки в Казахстан достигли 58,1 тыс. тонн (21,4 тыс. тонн в июле), за 8 месяцев 2025 года – до 220,34 тыс. тонн (138,35 тыс. тонн в 2024-м).
Узбекистан уже производит Jet A1 на НПЗ, в то время как Казахстан только планирует.
Дизтопливо. В августе поставки дизтоплива из РФ и Белоруссии в Центральную Азию сократились на 4%, до 391,9 тыс. тонн. В то же время за январь-август экспорт вырос до 2,59 млн. тонн (2,056 млн. тонн годом ранее).
Беларусь поставляла ДТ преимущественно в Афганистан: 11,7 тыс. тонн (9,96 тыс. тонн в июле).
За 8 месяцев 2025 года Казахстан увеличил импорт российского дизтоплива до 201,35 тыс. тонн (36,3 тыс. тонн в прошлом году), Афганистан – до 67,6 тыс. тонн (2 тыс. тонн), Туркменистан – на 59% до 63 тыс. тонн, Таджикистан – на 23% до 357,7 тыс. т, Узбекистан – на 35% до 284,2 тыс. тонн, Монголия – на 10% до 1,173 млн. тонн.
LPG. Экспорт российского LPG (пропан и бутан) в Центральную Азию и Афганистан в январе-августе 2025 г. вырос вдвое до 716,9 тыс. тонн.
В августе объемы упали до 23,7 тыс. тонн (47,1 тыс. тонн в июле) из-за слабого спроса. Узбекистан увеличил закупки до 150 тыс. тонн (с 40,6 тыс. тонн в прошлом году). (nefterynok.info)