В Азии накапливаются избыточные мощности, Европа выстраивает стены тарифов, а Америка усиливает протекционизм. Это влияет на российских производителей и переработчиков, заявил на конференции группы CREON “ПВХ 2025” Георгий Солдатов, генеральный директор “Адитим”.
Химическая и полимерная индустрия переживает сжатие внутреннего спроса: за два года объем реализации сократился на 15-20%. В строительном сегменте сказывается падение рынка жилья и инфраструктуры, высокая стоимость финансирования, давление на цепочки поставок из-за санкций. В автомобильном сегменте общее падение рынка накладывается на расширение локальных марок и технологий для автокомпонентов.
На положении российских производителей также отражаются давление импорта и экспортные ограничения.
Говоря о текущем состоянии отрасли, Солдатов отметил рост издержек: зарплаты выросли на 30-40% за последние два года, банковские издержки растут; падение курса рубля и снижение цен на поливинилхлорид (ПВХ) сокращают маржу; привязка к долларовым и китайским котировкам не позволяет компенсировать потери; одновременная отмена льгот и рост НДС усиливают давление на бизнес.
Китай последовательно увеличивает экспорт полиолефинов: по ПП – за счет роста собственных мощностей и сокращения импорта, по ПЭ, несмотря на высокий уровень внутренней зависимости, экспорт также постепенно растет. Это усиливает присутствие Китая на мировом рынке и повышает конкурентное давление на зарубежных производителей.
Избыточные объемы ПВХ создают ценовое давление, также Китай закрепляет структурное доминирование в полиолефинах: страна не просто крупнейший потребитель, но и крупнейший инвестор в добавочные мощности.
Китай остается главным экспортером и инженерных пластиков в РФ. При этом из-за закрытия рынков США и ЕС китайские объемы уходят в другие регионы, в том числе в РФ, повышая конкуренцию и давление на цены. Однако именно Китай предлагает оборудование, пресс-формы и технологии: это сотрудничество превращает восточный вектор в стратегию, а не временный компромисс.
На положение переработчиков ПВХ будут влиять повышение налоговой нагрузки (в том числе из-за пересмотра льгот по страховым взносам для МСП), низкая доступность кредитов (даже на фоне снижения ставки ЦБ) и рост логистических издержек (уход крупных линий морских перевозок, резкий рост автотарифов, усиленные досмотры карго-грузов).
Драйверами рынка могут стать переориентация экспортно-импортных потоков, развитие локальных технологий и импортозамещение, энергетическая перенастройка, развитие транспортных коридоров, а также диверсификация логистики и валюты расчетов. (rcc.ru)
