Китай в долгосрочной перспективе может стать нетто-экспортером нефтепродуктов в страны Ближнего Востока, заявил директор по аналитике госкомпании China National Petroleum Corp (CNPC) Дин Шаохэн.
В обозримом будущем Китай, по всей вероятности, останется крупным импортером ближневосточной нефти, добавил Дин. В ходе презентации, посвященной долгосрочным перспективам спроса и предложения на китайском рынке нефтепродуктов, Дин сообщил, что годовое потребление нефтепродуктов в Китае вырастет с 286 млн. т в 2013 г. до 360 млн. т (26%) в 2020 г. и 440 млн. т (54%) в 2030 г. При этом прогнозируется, что перерабатывающие мощности китайских НПЗ увеличатся с 296 млн. т/год в 2013 г. до 390 млн. т (32%) в 2020 г. и 440 млн. т (49%) в 2030 г. В период между 2013 и 2030 годами разрыв между перерабатывающими мощностями и потребностями внутреннего рынка, как ожидается, увеличится с 10 млн. т до 50 млн. т.
Говоря о рыночных перспективах для конкретных продуктов, Дин сообщил, что прогнозируемый рост спроса на бензин составляет в среднем 7% с 2013 г. по 2020 г. и 3% в следующем десятилетии. Спрос на керосин будет расти в среднем на 9% в год до 2020 г. и на 6% в год в 2020-2030 гг. Потребление дизельного топлива на внутреннем рынке Китая продемонстрирует слабый рост на уровне 0,4% в год до 2020 г. и будет снижаться на 0,4% в год в течение следующего десятилетия. В тот же период в стране ожидается рост потребления альтернативного транспортного топлива – электроэнергии, биотоплива и производных метанола.
Эти тенденции спроса на отдельные продукты, по словам Дина, связаны со структурными изменениями в экономике: «Китайская экономика переживает переход от стремительного роста к зрелости, – сказал он. – Идет реструктуризация экономики, в которой доля сырьевых отраслей уменьшается, доля производственного сектора остается неизменной, а доля непроизводственного сектора возрастает. В автомобильной промышленности Китая в ближайшие 10 лет сохранятся довольно высокие темпы роста, связанные с ростом популярности личных транспортных средств и увеличивающимся расстоянием поездок. Рост спроса на керосин обусловлен быстрым ростом китайской авиационной отрасли. Рост спроса на дизельное топливо, являющийся показателем развития тяжелой промышленности, в среднесрочной перспективе будет небольшим. Во многих промышленных секторах Китая в 2013 г. спрос на дизель снизился на фоне общего снижения темпов экономического роста с двузначных значений до 7,7%».
По прогнозу Дина, в ближайшие 20 лет темпы роста экономики Китая будут неуклонно снижаться и в конечном итоге стабилизируются на уровне около 5% в год.
Продолжающийся рост китайского нефтеперерабатывающего сектора, если он будет таким, как ожидает CNPC, является признаком усиления конкуренции, поскольку экспортеры нефти на Аравийском полуострове, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Катар и Кувейт, либо планируют, либо уже строят крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы.
Хотя расширение мощностей на Ближнем Востоке по большей части направлено на удовлетворение растущего регионального спроса на топливо, большинство арабских экспортеров нефти в регионе Персидского залива стремится увеличить свою рыночную долю, Азия является их главным целевым рынком. (Нефть России/Химия Украины и мира)