На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было принято решение не продлевать срок оборота топлива класса 4 еще на год, рассказали четыре федеральных чиновника, близких к Минфину и Минэнерго. Компании – прежде всего “Роснефть” и “ЛУКойл” – заверили, что дефицита не будет, взяли на себя обязательства поставить необходимый объем топлива на внутренний рынок, говорят два чиновника.
Выйдет протокол, в котором будут описаны договоренности с компаниями, но Минэнерго хочет дополнительно задокументировать их, например, в четырехсторонних соглашениях, отмечает один из чиновников. Против продления срока оборота топлива 4-го класса выступило большинство крупных вертикально интегрированных компаний, рассказывает другой чиновник, иначе зачем они вкладывали крупные суммы в модернизацию с расчетом на жесткие сроки, “если все может превратиться в профанацию”.
Продлить до конца 2016 г. оборот бензина Евро-4 предлагало Минэнерго из-за “Роснефти”, следует из презентации министерства. Изначально планировалось, что с 2016 г. в России будет продаваться только топливо Евро-5. Такой прогноз чиновники делали исходя из планов компаний ввести в 2015 г. на заводах 13 установок. Но поскольку “Роснефть” сдвинула сроки ввода 7 установок, прогнозное производство бензина Евро-5 снижается на 3,3 млн. т, указано в презентации Минэнерго.
На модернизацию НПЗ “Роснефть” просила деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Со второй половины 2014 г. работы на объектах (Ангарская НХК, Куйбышевский и Сызранский НПЗ) практически не ведутся, выделение средств ФНБ не ускорит их ввод, заключает Минэнерго. На совещании у Дворковича “Роснефть” пообещала, что поставит необходимое количество топлива на рынок и постарается успеть в этом году провести многие работы по модернизации.
По оценке Минэнерго, в 2016 г. спрос может превысить потребление на 900000 т, компании обещали поставить их. Согласно презентации министерства разрыв может быть в 2,5 раза больше – 2,3 млн. т в 2016 г. Так как “Роснефть” опаздывает с модернизацией, то потребность в дополнительных поставках может оказаться еще выше, а для внутреннего рынка 900000 т – серьезные объемы, считает директор Small Letters Виталий Крюков.
В 2015 г. потребление бензина Евро-4 составит около 8 млн. т, говорил недавно министр энергетики Александр Новак. Какая доля придется на “Роснефть”, не ясно. В 2013 г. госкомпания произвела 3,9 млн. т бензинов Евро-3, 1,9 млн. т Евро-4, 7,4 млн. т Евро-5.
Минфину все равно, продлевать сроки или нет, говорит его чиновник. Чтобы решение о продлении оборота Евро-4 было более справедливым, Минэнерго предлагало установить в 2016 г. разные акцизы на Евро-4 и Евро-5 (по Налоговому кодексу дифференциал действует еще в 2015 г., потом отменяется). У министерства были 4 варианта дифференциала – от 1500 до 3000 руб./т, следует из презентации. Дифференциал должен принести дополнительные доходы в бюджет, “но суммы все равно будут небольшими, так что особого смысла нет”, констатирует чиновник Минфина. Помимо этого Минэнерго предлагает ввести акциз на судовое маловязкое топливо (СМТ, 4150 руб./т) и увеличить на печное топливо (на 1150 руб. до 4150 руб.). Сейчас акциза на СМТ нет, но нефтяники считали, что его нужно ввести. Судовое топливо иногда продается под видом дизтоплива на АЗС, в результате теряет бюджет.
Минэкономразвития знает о предложениях Минэнерго, сказал его представитель. Представитель “Башнефти” отказался от комментариев. Запросы представителям Дворковича, Минфина, Минэнерго и остальных крупных нефтяных компаний остались без ответа.
Отказ от Евро-4 с 2016 г. – большой риск для рынка нефтепродуктов, говорит Крюков. Сейчас белорусы не выполняют обязательства по поставке топлива в Россию, а нефтяные компании увеличивают экспорт бензина. Если такая же ситуация будет в 2016 г., то возникнет дефицит топлива и резко вырастут цены, предупреждает Крюков. (Нефть России/Химия Украины и мира)