Вспомогательные патенты на дополнительные показания и способы применения являются известным методом удержания монополии на продажу препарата и недопущения на рынок эффективных и более доступных по цене аналогов. Пример тому – различиях в инструкциях швейцарского препарата ритуксимаба “Мабтера” компании “Ф. Хоффманн – Ля Рош Лтд.” и его российского биоаналога “Ацеллбия”, произведенного компанией BIOCAD.
В инструкции к “Мабтере” в качестве противопоказания, помимо прочего, указана “тяжелая сердечная недостаточность при ревматоидном артрите”. В инструкции к “Ацеллбии” этот пункт отсутствует. Производитель препарата, компания BIOCAD, объясняет: “Мабтера” используется как для лечения ревматоидного артрита, так и рака, “Ацеллбия” – только для терапии рака. Таким образом, все противопоказания, которые сопряжены с применением препарата для лечения ревматоидного артрита, не релевантны для препарата “Ацеллбия”, так как на сегодняшний день препарат не применяется для данного заболевания. Тяжелая сердечная недостаточность является противопоказанием лишь для пациентов с ревматоидным артритом, следовательно, в инструкции к “Ацеллбии” она быть не должна.
Использовать российский препарат для лечения больных с ревматоидным артритом мешает вспомогательный патент компании “Ф. Хоффманн – Ля Рош Лтд.” на применение ритуксимаба по этому показанию. Компания BIOCAD же, ввиду отсутствия этого показания у препарата “Ацеллбия”, не может участвовать в государственных аукционах для поставок лекарственных средств по данному заболеванию, в результате недополучает прибыль, на которую могла бы претендовать, составив конкуренцию импортному препарату.
Компания BIOCAD считает, что подобные патенты необоснованно сокращают конкуренцию на фармацевтическом рынке и не позволяют пациентам получить доступ к более дешевой терапии. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)