Мировые цены на нефть достигли самого высокого значения за 2,5 года. Котировки сорта Brent в Лондоне вышли на уровень $115-120/барр., который в последний раз наблюдался в начале кризисной осени 2008 г. Корзина ОПЕК в последний день марта превысила $110/бар. Средняя цена на российскую нефть Urals в I квартале составила $102,57/бар. Если она удержится на этой отметке до конца года, Россия, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, получит в 2011 г. бездефицитный бюджет. Однако вряд ли нефтяников сильно радуют эти достижения. Высокие цены на нефть “оплачиваются” войной в Ливии, землетрясением и аварией на АЭС в Японии и приводят к росту нестабильности на мировом рынке.
Самые высокие цены на нефть сорта Brent в I квартале – почти $120/бар. – отмечались на лондонской бирже ICE 24 февраля, когда начались беспорядки в Ливии, позже переросшие в гражданскую войну, в которой уже официально участвует и западная коалиция, открыто выступающая за отстранение от власти Муаммара Каддафи. Именно “ливийский фактор”, по мнению аналитиков, играет решающую роль в росте цен на нефть, еще в начале года на волне ближневосточной нестабильности легко преодолевших отметку $100/бар.
На новые “горячие точки” сильнее отреагировал европейский рынок: котировки нефти Brent, которые исторически всегда были ниже, чем американского сорта WTI, превышают нью-йоркский уровень более чем на $10/бар. Впрочем, как отмечают специалисты, это вполне логично. Американский рынок нефти более диверсифицирован, доля нестабильных стран Северной Африки и Персидского залива там значительно ниже, чем у европейцев. Кроме того, в США биржевики привыкли отслеживать такой показатель, как объем запасов нефти и нефтепродуктов в национальных хранилищах, а с этим у американцев как раз все в порядке. В конце марта резервы нефти в стране превышали 350 млн. бар – на 50 млн. бар. больше минимального “комфортного” показателя.
Некоторые аналитики также полагают, что после подъема и краха 2008 г. в США сильнее «прижали» спекулянтов, поэтому в котировках нью-йоркской биржи меньше доля “нерыночных” факторов. Это похоже на правду. На протяжении последних двух лет биржевые цены на нефть здесь отличаются не свойственной им ранее стабильностью. Резких подъемов и падений не происходит, хотя общая ситуация весьма тревожная. (UA Energy/Химия Украины). (Подробнее см. в журнале «Химия Украины»)