В феврале руководители оконных компаний единодушно выражали мнение: белорусский рынок светопрозрачных конструкций (СПК) в нынешнем году покажет рост в 15-20% к объему 2010 г. Но тут грянул валютный кризис. Основные события первой половины 2011 г., повлиявшие на работу оконного рынка, – прекращение продажи валют, фактическая приостановка работы валютной биржи, девальвация, инфляция и, как следствие, запрет на продажу валюты по курсу выше на 2% курса Нацбанка. Галопирующая инфляция (за май-июнь скачек на 45% рыночного курса) стала признаком нашего времени. Даже оптимисты заговорили о том, что белорусский рынок СПК к концу 2011 г. сузится приблизительно на 30-35% к аналогичному периоду 2010 г.
Белорусский оконный рынок в основном представлен материалами импортного производства. Даже несмотря на то, что в стране работают три белорусских производителя оконного профиля, все комплектующие в основном завозятся из-за рубежа. Эта импортная составляющая и определяет стоимость конечных изделий. В сегменте фурнитуры белорусской альтернативы импортным комплектующим нет, а местное стекло почти не влияет на конечную стоимость окна. Многие компании в мае-июне сработали в убыток. С лета игроки рынка отмечали высокую рискованность ведения бизнеса. В связи с сокращением объемов оконного рынка многие игроки либо вывели свой бизнес за пределы Беларуси, либо, оставшись в стране, перепрофилировали работу, например, занялись грузоперевозками.
Кризис в значительной степени негативно повлиял на деятельность производителей окон. “Валютная проблема задела интересы как отечественных производителей ПВХ-профиля, так и импортеров с той разницей, что положение белорусских производителей ПВХ всего лишь на доли процента лучше, чем у импортеров. Это объясняется тем, что сырье для ПВХ-конструкций производители вынуждены закупать за рубежом и за валюту. Потери в большей степени понесли импортеры, которые не смогли из-за нехватки валюты вовремя пополнять склады продукцией. Отечественных производителей ПВХ выручала мобильность и оперативность в реализации конструкций ПВХ. Полагаю, что на оздоровление рынка светопрозрачных конструкций могли бы существенно повлиять усилия государства по созданию белорусского производства качественного ПВХ-порошка. Но этот проект требует сильной господдержки и очень больших капиталовложений”, – говорит представитель группы компаний SALAMANDER Industrie-Produkte GmbH в Республике Беларусь (торговая марка Brugmann) Вальдемар Маркс. Падение продаж окон из ПВХ в мае-июне достигло 50%, а то и больших объемов по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (winport.by/Oknaidveri/Химия Украины, СНГ, мира). (Подробнее см. в журнале «Химия Украины»)