Экономический спад в мировой экономике вызывает снижение спроса на сформировавшихся рынках. Сегмент рынка авторемонтных ЛКМ испытывает незначительный спад в Северной Америке и Западной Европе, производство материалов для окраски на конвейере растет. На развивающихся рынках Азии и Восточной Европы новые крупные потребители способствуют росту рынка лакокрасочной продукции для автомобильной промышленности.
Эксперты компании Red Spot Paint and Varnish Co., крупного производителя материалов для автомобильной промышленности, считают, что рынок ЛКМ для окраски автомобилей на конвейере развивается в настоящее время динамично и эволюционно. Спад производства, имевший место в 2009 г., прекратился. Они отмечают увеличение производства экологически безопасных автомобилей и материалов на сформировавшихся рынках и рост выпуска продукции начального или среднего класса на рынках развивающихся стран.
Мировые продажи автомобильных конвейерных ЛКМ достаточно точно коррелируют с объемами автопроизводства. Традиционная отделка и процесс сборки предусматривает нанесение на листовой металл грунтовки, основного и лакового покрытия. В настоящее время стремятся минимизировать вредное воздействие на окружающую среду, уменьшая содержание летучих органических соединений (ЛОС) и снижая потребление энергии. Автопроизводители США и Европы лидируют в этих областях, переходя от органорастворимых к воднодисперсионным ЛКМ, разрабатывая новые материалы и технологические процессы, исключающие процесс сушки.
С точки зрения внутренней отделки эксперты отмечают усиление акцента на дополнительных элементах богатства и роскоши. Все чаще покупатели отказываются от автомобиля с внутренней отделкой из дешевого пластика. Современные высококачественные матовые и глянцевые покрытия наряду с элементами дизайна, отделанными под древесину, позволяют автопроизводителям превратить дешевый пластик в богатые, роскошные детали.
По мнению экспертов Red Spot, наиболее высокими темпами в течение следующих 20 лет автомобильная промышленность будет развиваться в Бразилии, России, Индии и Китае, т. е. на развивающихся рынках, где в настоящее время количество собственников автомобилей оценивают как 10 на 1000 человек. При росте среднего класса в этих странах объем продаж автомобилей будет также быстро увеличиваться. Автомобильная промышленность часто меняет требования в соответствии с возникающими мировыми тенденциями в отделке и условиях использования различных транспортных средств. При этом автопроизводители хотели бы снизить степень своего влияния на стоимость покрытия. Однако на практике это трудно сделать, обеспечивая должное качество и декоративный вид покрытия.
В среднесрочной и длительной перспективе эксперты прогнозируют рост рынка ЛКМ, используемых в производстве автомобилей, аргументируя это тем, что на развивающихся рынках растет популярность дешевых “первых машин”. Если в семье раньше не было собственной машины, то вряд ли такому покупателю нужно, чтобы отделка салона была модной. Но в дальнейшем такой человек захочет иметь машину более высокого класса. Такая тенденция сохранится не один десяток лет, что послужит причиной постоянного спроса на конвейерные автомобильные ЛКМ.
Состояние современного рынка авторемонтных ЛКМ отражает ослабление мировой экономики в целом, в результате чего в развитых странах снижаются объемы продаж. На развивающихся рынках в связи с увеличением парка автомобилей ситуация в этом сегменте рынка более позитивная.
По мнению V. Margaronis, директора по маркетингу BASF Automotive Refinish North America, в течение многих лет постепенно снижалось количество мелких аварий, благодаря повышению возможности безопасной эксплуатации автомобилей и образованности водителей. Недавний экономический спад усилил эту тенденцию. Эти причины вызвали общий спад в ремонтном секторе развитых стран, соответственно снизилась и потребность в ремонтных ЛКМ. Кроме того, в развитых странах существует избыток ремонтных мастерских и достаточно сильна тенденция их поглощения крупными операторами, способными влиять на ценовую политику поставщиков. Дистрибуторы также консолидируются для влияния на ценовую политику предприятий-поставщиков ЛКМ.
В Азии и быстро развивающихся регионах Восточной Европы ситуация противоположная. Спрос на рынке авторемонтных материалов растет в связи с увеличением количества проданных автомобилей.
2010 г. и начало 2011 г. – сложный период для мирового рынка авторемонтных ЛКМ, характеризовавшийся нарушением цепи поставок и экономической нестабильностью.
Инновации – ключевой фактор развития в сегменте авторемонтных ЛКМ
Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на таком сложном рынке, компании должны постоянно осваивать инновации. На рынке авторемонтных ЛКМ движущей силой инновационных процессов является экологическое законодательство. J. Outcalt, вице президент PPG global refinish, считает, что более строгое законодательство в области летучих органических соединений (ЛОС), распространяемое на авторемонтные материалы, способствует разработке и продвижению более экологически безопасных и стабильных технологий, таких как производство воднодисперсионных ЛКМ. Поскольку технология ремонта меняется достаточно редко, главной задачей в этом случае является обучение потребителей и помощь им в плавном переходе на новые технологии без снижения производительности или качества работ.
Компания Matrix System продолжит предлагать технологии и продукты, способствующие повышению прибыли потребителей. Основными брэндами компании останутся два класса продуктов, выпускаемых под марками Matrix и Refinish Solutions.
Современные материалы и технологии
Для авторемонтных ЛКМ наиболее важным показателем качества является долговечность покрытий. В настоящее время быстро отверждающиеся устойчивые к царапанью, самозалечивающиеся прозрачные покрытия все больше востребованы на рынке, так как позволяют дольше сохранять отличный внешний вид автомобиля. Разработчики постоянно совершенствуют существующие материалы с целью сокращения времени высыхания и потребления энергии в процессе нанесения. Кроме того, на рынок авторемонтных ЛКМ выводят воднодисперсионные материалы и ЛКМ, не содержащие ЛОС.
BASF выпустила на рынок Fast Repair и No Bake Clearcoats, которые можно наносить и отверждать без использования высоких температур. Это позволяет экономить энергию и повышать производительность при выполнении мелких и средних ремонтов.
Компания Matrix System разрабатывает современные водно-дисперсионные и органорастворимые материалы для основных слоев покрытий. Matrix System Aqualution – воднодисперсионный материал для основного слоя – успешно внедрен в США. Рекомендации по колеровке содержатся в программе MPB-LV.
PPG выпустила несколько продуктов для рынка авторемонтных ЛКМ. На европейский рынок поступили воднодисперсионные ЛКМ и материалы с низким содержанием ЛОС. Для улучшения качества и ускорения ремонтных работ PPG разработан очень быстро высыхающий лак Deltron DC2000. (lkmportal/Химия Украины, СНГ, мира)