Казахстанский фармацевтический рынок относительно молод, его формирование началось с середины 90-х годов. В 1994 г. лекарственное обеспечение населения и государственного здравоохранения осуществлялось централизованно через государственную АХК “Фармация”. После демонополизации холдинга и приватизации аптечных учреждений централизованная система лекарственного обеспечения была разрушена. Казахстанская модель лекарственного обеспечения подверглась в этот период жесткой трансформации от централизованного распределения к системе, основанной на принципах рыночной экономики. Ключевым моментом этого перехода явилась приватизация фармпроизводств, сети дистрибуции и аптечной сети, активный процесс создания частных аптек, киосков, складов и т. д. К середине 1996 г. полностью изменилась вся система лекарственного обеспечения, причем эти изменения продолжаются и в настоящее время.
В современных условиях рынок РК является одним из развитых в СНГ, его емкость в стоимостном выражении возросла по сравнению с 2000 г. более чем в 5 раз. Преодолен дефицит и обеспечена насыщенность разнообразными видами готовых ЛС и изделий медназначения. Этому способствовали высокие темпы социально-экономического развития страны, рост благосостояния населения. Главным недостатком казахстанского фармацевтического рынка является его высокая импортная ориентированность. Имеющийся богатый потенциал для развития фармацевтической отрасли задействован слабо.
Главные мировые тенденции развития фармрынков – консолидация и развитие вертикально интегрированных компаний наблюдаются и в Казахстане. Это происходит в дистрибуторском, производственном и розничном секторах. Увеличивается количество аптечных сетей. Внедряются современные маркетинговые технологии. Доля аптечных сетей в общем объеме коммерческого сектора фармрынка Казахстана в денежном выражении стабильно растет. По оценкам, к 2020 г. до 80% коммерческого фармрынка страны будут контролировать аптечные сети.
В мировых масштабах фармацевтический рынок Казахстана весьма незначителен – порядка $800 млн., или 0,1% мирового рынка. Комитетом фармации Министерства здравоохранения РК видимый внутренний фармрынок в 2007 г. оценивается в пределах 100 млрд. тенге, что представляется несколько завышенным. Более объективной выглядит оценка внутреннего рынка, осуществляемая исходя из среднедушевых денежных расходов населения на фармацевтическую продукцию за 2007-2008 гг., с учетом закупки лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В Казахстане потребление готовых лекарственных средств (ГЛС) на душу населения в 6-12 раз ниже, чем в промышленно развитых государствах, что свидетельствует о наличии большого потенциала роста лекарственного рынка страны.
Особенности казахстанского фармрынка следующие:
высокие номинальные темпы роста внутреннего фармацевтического рынка (в среднем за 2001-2007 гг. – 21% в год);
сдвиг покупательских предпочтений в сторону более дорогих лекарств, сокращение доли дешевых лекарств (от $1 до $5 за упаковку) до 48% рынка ГЛС;
значимые доли государственных закупок лекарственных средств (около 50% рынка), неразвитость страховых источников обеспечения населения ГЛС; опережающие темпы развития (в 2,4 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности) местной фармацевтической промышленности при номинальном росте объема производства за 2000-2007 гг. в 5 раз и реальном – в 3,9 раза;
низкая конкурентоспособность казахстанской фармацевтической промышленности, представленной преимущественно дженериками на основе импортируемых субстанций и традиционными недорогими лекарственными препаратами, ориентированными на внутренний рынок и рынок стран СНГ;
низкая доля местных лекарств на внутреннем рынке (10-12%), что вдвое ниже уровня, рекомендованного ВОЗ для обеспечения стратегической безопасности страны (20%);
ухудшение позиций казахстанской промышленности на внутреннем рынке по мере смещения спроса населения в сторону более дорогой инновационной фармпродукции. Основная проблема в дешевом и узком ассортименте;
инвестиции в развитие отрасли способствовали росту фармацевтического производства, но объем их был весьма умеренным (4,9 млрд. тенге, или 0,09% всех инвестиций в промышленность), тогда как качественное преобразование отрасли требует более значимых финансовых вливаний. Более половины пятилетних инвестиций пришлись на 2007 г.;
позитивные высокие темпы роста экспорта фармацевтических препаратов, благодаря которым доля экспорта в производстве возросла с 11,3% в 2005 г. до 20,3% в 2009 г. Но экспорт ограничен в основном странами СНГ, хотя наблюдается тенденция к росту экспорта в остальные страны с 6% в 2007 г. до 10% в 2009 г.;
высокая концентрация производства: доля ведущего предприятия АО “Химфарм” в национальном производстве – 47%, доля 5 лидирующих производителей – 72%, доля первой двадцатки компаний – 94%;
в оптовой торговле наблюдаются чрезмерно большое число дистрибуторов и высокие темпы номинального роста торговли фармацевтическими и медицинскими товарами: за 2001-2007 гг. – в 8 раз; консолидация фармацевтических дистрибуторов на казахстанском рынке набирает силу, хотя остается значительно ниже уровня развитых стран;
барьер для вхождения на рынок Казахстана достаточно высок, лидирующие игроки рынка (преимущественно иностранные компании), удерживая свои сильные позиции, господствуют на фармацевтическом рынке, сдерживая развитие местных компаний. В 2008 г., впервые в истории казахстанского фармрынка, в десятку ведущих корпораций по объему продаж в розничном секторе включен отечественный производитель АО “Химфарм”;
идет укрупнение игроков, аптечных сетей. Открываются новые аптеки, в основном в рамках сетей, и закрываются единичные аптеки, что обусловлено большей эффективностью работы сетей. Меняются отношения между производителями и аптеками, которые, ориентируясь на потребителя, начинают диктовать правила игры;
на казахстанском фармацевтическом рынке обеспечены достаточно льготные экономические условия как для дистрибуторов, так и для производителей. В комплексе с внедрением системы строгого фармконтроля они позволили обеспечить более высокую прозрачность рынка и снизить долю “теневого” рынка;
розничные цены на лекарственные средства регулируются исключительно рынком, при этом высокий уровень конкуренции между представительствами компаний, дистрибуторами, розничными продавцами сдерживает рост цен и стимулирует расширение ассортимента; торговая надбавка оптового и розничного звена в Казахстане ниже, чем в других странах СНГ, а многие импортные препараты продаются по более низким ценам, чем в России;
одной из насущных проблем, сдерживающих развитие фармацевтического рынка, является высокая потребность в профильных специалистах и низкий по сравнению с развитыми странами уровень потребления лекарств на душу населения.
Емкость рынка ГЛС в розничных ценах оценивается на уровне $720-800 млн., что в мировых масштабах весьма незначительно по сравнению с другими странами. Потребление ГЛС на душу населения ниже уровня развитых стран в 6-12 раз. В Казахстане видимое потребление ГЛС на душу населения сравнительно невысоко, примерно на уровне России. Это не означает, что в натуральном выражении в Казахстане потребляют лекарств меньше, чем в развитых странах. Потребляют лекарств не меньше, но дешевых и менее эффективных. В развитых странах уровень потребления лекарств на человека высок ввиду потребления более качественных и дорогих лекарств. В последние годы казахстанский рынок также двигался в направлении удорожания лекарств, доля дорогих лекарств в продажах растет. Но во II полугодии 2008 г. темпы роста цен замедлились в связи со снижением платежеспособности населения. Темпы роста емкости внутреннего рынка ГЛС Казахстана достаточно высоки (за 2005-2008 гг. в среднем 15% в год). Для сравнения: рост фармрынка США в год составлял менее 1%. С 2005 г. по 2007 г. наблюдались высокие темпы роста внутреннего фармацевтического рынка, обусловленные ростом экономики страны в целом и повышением благосостояния населения. Это стимулирует дальнейшее развитие всех трех основных сегментов фармацевтического рынка Казахстана.
Объем оптовой реализации их на внутреннем рынке в 2007 г. составил более 79 млрд. тенге, или $645,8 млн. Среднегодовой рост объемов реализации фармпрепаратов на внутреннем рынке за 2005-2007 гг. составил 21%.
Динамика объема фармрынка Казахстана
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Продажи, млн. $ | 508 | 555 | 615 |
Годовой прирост стоим. продаж, % | 37 | 9 | 47 |
Продажи, млн. упаковок | 487 | 444 | 482 |
Годовой прирост числа проданных упаковок, % | 17 | -9 | 8 |
Источник: ЦМИ “Фармэксперт”.
В 2008 г. в связи со снижением платежеспособности населения темпы роста реализации фармацевтических препаратов на внутреннем рынке замедлились, при этом за год прирост оценивался в 13%, что значительно ниже показателя предыдущего периода.
Ресурсы и использование фармацевтических препаратов в Казахстане, тыс. тенге
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Ресурсы | 59032555 | 66801229 | 81148387 | 91088000 |
Производство | 6137167 | 7861900 | 9835193 | 9870000 |
Импорт | 52895388 | 58939329 | 71313194 | 81220000 |
Использование | 59032555 | 66801229 | 81148387 | 91088000 |
Экспорт | 691660 | 1499639 | 2000783 | 2158000 |
Реализация на внутреннем рынке | 58340896 | 65301590 | 79147604 | 88930000 |
Млн. $ | 439,049 | 517,856 | 645,839 | 741 |
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.
Фармацевтический рынок Казахстана представлен двумя основными секторами: розничный рынок и госпитальный сектор. Согласно данным ЦМИ “Фармэксперт”, доля розничного рынка РК составляет 74%, госпитального – 26%. В России это соотношение составляет 72 к 28%, в Украине – 90 к 10%, в Беларуси – 83 к 17%.
Соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов определяется величиной доходов населения. В странах, где доходы населения очень малы, доля рецептурных препаратов превышает 90%, с ростом доходов населения их доля снижается, так как граждане получают возможность выбора при покупке препаратов. В структуре фармацевтического рынка Казахстана преобладают рецептурные препараты, доля которых составляет 66%.
По объемам продаж в Казахстане в пятерку лидирующих групп медикаментов входят препараты для лечения заболеваний органов пищеварения и нарушений метаболизма, заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, противомикробные средства и половые гормоны. Структура потребляемых в РК основных анатомо-терапевтических групп ГЛС: БЖКТ – 20%, дыхательная система – 13%, сердечно-сосудистая система – 12%, половые гормоны – 9%, прочие – 32%, противомикробные – 14%.
Под влиянием мирового финансово-экономического кризиса темпы развития казахстанского фармацевтического рынка замедлились. В Казахстане его негативное влияние на внутренний фармацевтический рынок наблюдалось как в производстве, так и в товаропроводящей цепи. В условиях высокой инфляции и замедления роста доходов населения в 2008 г. затормозилось расширение внутреннего фармацевтического рынка. Наблюдалось сокращение производства медикаментов. Спад в фармацевтической отрасли продолжился в 2009 г. Прогнозировалось, что в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. индексы изменения составят соответственно (в местной валюте, %): в производстве -5%, +5% и +9%, в емкости рынка 0, +3% и +6%.
Меняются тенденции в структуре казахстанского импорта медикаментов, удорожание сменилось снижением средневзвешенной импортной цены, которая за 2008 г. снизилась по сравнению с I полугодием 2007 г. на 17%. Растет конкуренция среди импортеров, усиливаются позиции стран – импортеров дешевых лекарств. Эти тенденции наблюдались и в 2009 г. По источникам приобретения лекарственных препаратов Казахстан отличается от развитых стран, в которых доля лекарств, дотируемых из государственных и страховых источников, составляет 60-70% и выше. В Казахстане страховые источники обеспечения населения ГЛС развиты слабо, но государственные трансферты на приобретение лекарств, по оценкам, обеспечивают до половины внутреннего фармацевтического рынка. Примерно 20% лекарств закупается на республиканском уровне, 80% – на региональном.
Согласно исследованиям Агентства по статистике РК, в 2007 г. среднедушевые расходы населения на приобретение фармацевтической продукции, лечебного оборудования и аппаратов составили 2678 тенге, а в целом население страны (15484,5 тыс. чел.) потратило на их закупку 41,5 млрд. тенге ($338,4 млн.). В 2008 г. объем приобретенных населением товаров можно оценить на уровне 48,5 млрд. тенге ($404 млн.). А государством, по сведениям комитета фармации, в 2008 г. на финансирование закупки лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи было выделено 51 млрд. тенге (республиканский и местные бюджеты). Если принять освоение денег, выделенных государством на эти цели, на уровне 90%, то государственные закупки в 2008 г. оцениваются на уровне 46 млрд. тенге, а весь фармацевтический рынок можно оценить на уровне 95 млрд. тенге.
Следует отметить высокие темпы роста республиканских расходов на здравоохранение в Казахстане (в 2007 г. к 2006 г. на 27%, в 2008 г. к 2007 г. на 42%). Но республиканские трансферты на приобретение лекарств за эти три года изменились незначительно (10,2-11,5 млрд. тенге). Доля их в расходах на здравоохранение снизилась с 12,5% в 2006 г. до 11% в 2007 г. и 7% в 2008 г. Также следует отметить неэффективность расходования бюджетных средств на приобретение лекарств. Расхождение закупочных цен на препараты в зависимости от региона составляет 100% и выше. В среднем по Казахстану наценка дистрибутора – примерно 20-30%, столько же составляет наценка аптеки. В результате конечный потребитель получает лекарство с наценкой примерно в 60%.
Республиканские бюджетные трансферты на приобретение лекарств, млн. тенге
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Бюджетные расходы на здравоохранение | 81248 | 103797 | 147701 |
В т. ч. трансферты на лекарства | 10172 | 11462 | 10459 |
Доля трансфертов (%) | 12,5 | 11 | 7,1 |
Динамика расходов населения на лекарства и медикаменты
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. (оценка) | |
Доля лекарств, медикаментов в потребительских расходах (%) | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,5 |
Расходы на душу населения на лекарства и медикаменты (тенге) | 2014 | 2397 | 2605 | 3683 | 4992 | 4601 |
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.
По данным Министерства здравоохранения, дистрибуторы завышают наценки на медикаменты для государства, в некоторых регионах цена на ЛС, закупаемые по госзаказу, может в 2 раза превышать розничную цену. Неконтролируемый рост цен уменьшает эффективность использования бюджетных средств, в связи с чем было предусмотрено, с учетом международного опыта, в 2010 г. перейти на систему закупки и дистрибуции лекарств через единого оператора. Кроме государства перспективным источником обеспечения населения лекарственными средствами может быть медицинское страхование, которое весьма развито в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии, так как оно способствует соединению качественной медицины с принципами рыночной экономики. Но в Казахстане страховая медицина пока не получила широкого распространения.
Таким образом, в значительной мере потребление лекарств в Казахстане растет преимущественно за счет населения по мере повышения его благосостояния. Но, исходя из статистики, расходы на лекарства отстают от роста потребительских расходов. При росте потребительских расходов за 2003-2007 гг. в 2,3 раза, а услуг здравоохранения в 3 раза расходы населения на медикаменты и лекарства возросли лишь в 2 раза. А в 2008-2009 гг. отставание в расходах на фармацевтические препараты усилилось.
Динамика потребительских расходов на душу населения в Казахстане, тенге
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Всего, в т. ч.: | 76634 | 85232 | 99372 | 142330 | 174418 | 198300 |
Медикаменты | 1384 | 1619 | 1815 | 2377 | 2735 | 3052 |
Услуги здравоохранения | 630 | 778 | 790 | 1306 | 1866 | 1940 |
Фармпромышленность Казахстана представлена преимущественно производством дженериков на основе импортируемых субстанций и традиционных недорогих лекарственных препаратов, ориентированных на внутренний рынок и рынок стран СНГ. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), стратегическая безопасность страны обеспечивается при 20%-ной доле местной фармацевтической продукции на рынке. В Испании (с населением 39 млн. чел.) она составляет 62%, во Франции (57 млн.) – 53%, Израиле (6 млн.) – 42%, России (142 млн.) – 35%, Беларуси (10 млн.) – 25%, Грузии (4 млн.) – 20%, Латвии (3 млн.) – 15%. По сравнению с другими странами национальная промышленность Казахстана занимает на фармацевтическом рынке страны небольшую долю (8-10%), что в 2 раза ниже уровня, рекомендованного ВОЗ. В предкризисные годы фармацевтическая промышленность Казахстана развивалась высокими темпами. Номинальный объем производства фармацевтической продукции возрос в 2007 г. по сравнению с 2000 г. в 5 раз – с 2017 до 10177 млн. тенге, а реальный рост составил 3,9 раза.
Динамика объемов внутреннего рынка и национального производства фармпродукции в 2000-2008 гг., млн. тенге
Производство | Внутренний рынок | Удельный вес отечественной продукции на рынке, % | |
2000 г. | 2017 | 26254 | 7,7 |
2001 г. | 2138 | 17346 | 12,3 |
2002 г. | 2840 | 31395 | 9,0 |
2003 г. | 3362 | 31356 | 10,7 |
2004 г. | 4732 | 42491 | 11,1 |
2005 г. | 6364 | 58341 | 10,9 |
2006 г. | 8148 | 65302 | 12,5 |
2007 г. | 10177 | 79148 | 12,9 |
2008 г. | 10090 | 88930 | 11,3 |
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.
Основной импульс росту национального фармацевтического производства в Казахстане за этот период придал высокий рост спроса на внутреннем рынке, который значительно опережал темпы развития национального производства. Доля фармацевтической отрасли в промышленности Казахстана остается незначительной, в 2004-2007 гг. она составляла 0,12-0,13%, а в 2008 г. сократилась до 0,08% ввиду опережающего роста цен в обрабатывающей промышленности по сравнению с фармацевтическим производством. В 2008 г. как в обрабатывающей промышленности в целом, так и в фармацевтической отрасли наблюдался спад реального производства (за 10 месяцев соответственно 99 и 91% к тому же периоду предыдущего года). Спад в фармацевтической отрасли продолжился в 2009 г. ввиду снижения платежеспособности населения, преимущественной переориентации на приобретение дешевых препаратов, импортируемых из России и Китая.
Инвестиции в основной капитал за 2004-2008 гг. составили 4,9 млрд. тенге, или 0,09% всех инвестиций в промышленность, причем их годовой объем не был стабильным. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, динамика инвестиций в основной капитал в фармацевтическом производстве была следующей (млн. тенге): 2004 г. – 108, 2005 г. – 1171, 2006 г. – 2533, 2007 г. – 776, 2008 г. – 364. В какой-то степени инвестиции в развитие отрасли способствовали росту фармацевтического производства, но объем инвестиций был весьма умеренным. Исходя из особенностей отрасли, качественное ее преобразование требует более значимых финансовых вливаний.
За 2000-2007 гг., по мере смещения спроса населения в сторону более дорогой инновационной фармпродукции, позиции национальных производителей на внутреннем рынке Казахстана ослабевали. Основная проблема заключалась в дешевом и узком ассортименте. Мировой перечень важнейших препаратов, применяемых в медицинской практике, содержит 700 наименований. В Казахстане список жизненно важных лекарственных средств определен из 300 наименований, из которых в стране выпускается около 70, а по 46 могут быть полностью обеспечены потребности республики за счет национального производства. По регионам производство фармацевтической продукции преимущественно сосредоточено на юге страны и Алматы, на которые приходится от 70 до 90% его республиканского объема. Производство фармпрепаратов в остальных 4 областях несущественно.
Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, а также хирургическими и ортопедическими инструментами и приспособлениями за 2001-2007 гг. демонстрирует высокие темпы номинального роста с 20,9 млрд. до 168 млрд. тенге, или в 8 раз. Исходя из объемов оптовой торговли фармацевтический рынок еще в 2006 г. превысил $1 млрд., тогда как реализация фармацевтических товаров конечным потребителям в 2008 г. оценивается на уровне до $800 млн. Разница обусловлена двойным счетом при продаже и дальнейшей перепродаже партий лекарств производителями и оптовыми торговыми предприятиями.
Важной характеристикой развития конкуренции на фармацевтическом рынке является уровень концентрации на нем лидирующих корпораций. В СНГ концентрация 10 лидирующих корпораций составляет от 54% в Азербайджане до 80% в Армении и Молдове. В Казахстане их доля на рынке ГЛС равна примерно 65%. Среди стран с наибольшим числом национальных корпораций лидируют Украина и Беларусь, где сильна поддержка внутренних производителей государством. Компании СНГ, в том числе казахстанское АО “Химфарм”, присутствуют в лидерах лишь на рынке Узбекистана.
Барьер для вхождения на рынок Казахстана достаточно высок, лидирующие игроки рынка (преимущественно иностранные компании) не пускают “новичков”, удерживая свои сильные позиции, господствуя на этом рынке и сдерживая развитие национальных компаний. Ресурсное обеспечение внутреннего рынка Казахстана осуществляется преимущественно за счет импорта, доля которого в ресурсах составляла в 2005-2008 гг. от 88 до 91%. На 10 стран – основных поставщиков лекарственных средств приходится более 70% всего объема казахстанского фармацевтического импорта. Лидерами по отгрузкам их в Казахстан в стоимостном выражении в последние годы являлись Германия, Франция, Индия и Россия, на них приходилось 46% импорта. В стоимостном выражении наиболее высокие темпы роста поставок были из Италии, Великобритании, Германии, Франции, Венгрии, Словении. Россия в 2007 г. и 2008 г. снизила темпы роста своих поставок.
Лидирующие поставщики лекарственных средств в Казахстан в стоимостном выражении, тыс. $
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. к 2006 г., % | 2008 г. к 2007 г., % | |
Всего | 333977,5 | 408230,0 | 504541,5 | 595920 | 124 | 118 |
СНГ | 43201,7 | 56947,2 | 56933,3 | 59814 | 100 | 105 |
Россия | 29935,7 | 40367,9 | 39 914,7 | 39047 | 99 | 98 |
Прочие страны | 290775,9 | 351282,7 | 447608,20 | 536106 | 127 | 120 |
ФРГ | 66122,4 | 75083,7 | 106107,7 | 110073 | 141 | 104 |
Франция | 33063 | 37340 | 48485 | 59607 | 130 | 123 |
Индия | 30830,4 | 32309,3 | 38682,3 | 42240 | 120 | 109 |
Венгрия | 21584,5 | 27580,7 | 31208,7 | 37531 | 113 | 120 |
Италия | 17799,1 | 20809,2 | 25934,8 | 39565 | 125 | 153 |
Словения | 14222,1 | 15120,7 | 21163,3 | 27413 | 140 | 130 |
Австрия | 9628,2 | 15470,4 | 18315,9 | 15344 | 118 | 84 |
Польша | 9602,8 | 13962,1 | 15446,1 | 15994 | 111 | 104 |
Бельгия | 10501,1 | 13439,5 | 14963,0 | 20255 | 111 | 135 |
Источники: Таможенный комитет Республики Казахстан по статистике, расчеты БТА “Аналитика”.
По поставкам в Казахстан лекарственных средств в натуральном выражении (т) в 2007 г. лидировали Россия (29%), Китай (15%), Индия (11,3%), Германия (9,6%) и Украина (5,4%), на которые в совокупности приходилось более 70% импорта. После стремительного роста импорта готовых лекарств в натуральном выражении в 2006 г. Китай стал вторым после России поставщиком ГЛС на казахстанский рынок. Но, поставляя преимущественно дешевые лекарства, в стоимостном выражении Китай занимает среди стран-поставщиков 30 место. Укрепляет позиции на казахстанском рынке, Беларусь, увеличившая в 2008 г. поставки более чем вдвое, заняла 3 место.
Лидирующие поставщики лекарственных средств в Казахстан в количественном выражении, т
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. к 2006 г., % | |
Россия | 6552 | 6484 | 6219 | 6013 | 96 |
Китай | 988 | 3811 | 3177 | 3731 | 83 |
Индия | 3160 | 1954 | 2431 | 2083 | 124 |
Германия | 1479 | 1549 | 2069 | 1844 | 134 |
Украина | 870 | 1152 | 1166 | 872 | 101 |
Белоруссия | – | 855 | 1083 | 2359 | 127 |
Болгария | 526 | 499 | 767 | 421 | 154 |
Франция | 568 | 498 | 662 | 532 | 133 |
Словения | 311 | 293 | 406 | 468 | 139 |
Польша | 221 | 280 | 384 | 360 | 137 |
Венгрия | 343 | 424 | 372 | 432 | 88 |
Источники: Таможенный комитет Республики Казахстан по статистике, расчеты БТА “Аналитика”.
Казахстанские средневзвешенные импортные цены на лекарственные средства, ввозимые из ведущих стран-поставщиков
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
тыс. $/т | доля в импорте, % | тыс. $/т | доля в импорте, % | тыс. $/т | доля в импорте, % | |
Россия | 4,57 | 8,96 | 6,23 | 9,89 | 6,42 | 7,91 |
Австрия | 80,41 | 2,88 | 83,79 | 3,79 | 97,31 | 3,63 |
Бельгия | 146,25 | 3,14 | 179,71 | 3,29 | 179,11 | 2,97 |
Венгрия | 62,88 | 6,46 | 65,1 | 6,76 | 83,86 | 6,19 |
ФРГ | 44,72 | 19,8 | 48,47 | 18,39 | 51,27 | 21,03 |
Дания | 393,81 | 2,59 | 535,58 | 2,39 | 408,06 | 2,46 |
Индия | 9,76 | 9,23 | 16,53 | 7,91 | 15,91 | 7,67 |
Италия | 134,95 | 5,33 | 120,43 | 5,1 | 152,54 | 5,14 |
Польша | 43,37 | 2,88 | 49,92 | 3,42 | 40,22 | 3,06 |
Словения | 45,7 | 4,26 | 51,65 | 3,7 | 52,09 | 4,19 |
Франция | 58,25 | 9,9 | 75,03 | 9,15 | 73,26 | 9,61 |
Швейцария | 185,36 | 2,68 | 111,78 | 2,19 | 133,48 | 2,54 |
Китай | 0,7 | 0,66 | 0,7 | 0,43 | 0,7 | 0,4 |
Беларусь | 7,9 | 1,65 | 6,3 | 1,35 | 4,27 | 1,7 |
Источник: Таможенный комитет Республики Казахстан по статистике, расчеты БТА “Аналитика”.
Согласно оценкам БТА “Аналитика”, в последние годы темпы прироста стоимости внешнеторговых казахстанских закупок фармацевтики в национальной валюте сохраняются на высоком уровне (%): 2009 г. – 7,6, 2010 г. – 7,6, 2011 г. – 12,5. Поставщиками самых дешевых лекарств в Казахстан являются Китай, Россия, Беларусь, Украина, Индия, Польша, Германия и Словения. Наиболее дорогие лекарства поступают из Дании, Бельгии, Италии и Швейцарии. С 2000 г. по 2008 г. наиболее высокий прирост цен наблюдался на лекарства из Индии (+63%), России (+41%) и Венгрии (+33%). Снижение цен в 2008 г. наблюдалось на лекарства из Беларуси, Индии, Франции и Польши.
В казахстанском импорте фармацевтических и лекарственных препаратов преобладают готовые лекарственные средства, доля которых в общем объеме импорта фармацевтических и медицинских средств, материалов и препаратов составляет 89-90% в тоннах и 79-80% в стоимостном выражении. В 2007 г. наблюдался опережающий рост импорта в стоимостном выражении (124,1%) по сравнению с натуральным (105,3%). Эти тенденции продолжались в 2008 г. За 10 месяцев по сравнению с январем-октябрем 2007 г. импорт в тоннах сократился на 0,5%, а его стоимость возросла на 20%. Позитивными были высокие темпы роста экспорта фармацевтических препаратов из РК. В 2005 г. прирост составил 43%, в 2006 г. – 120%, в 2007 г. – 31%. Соответственно доля экспорта в производстве возросла с 11,3% в 2005 г. до 20,3% в 2007 г. Но по сравнению с импортом казахстанский экспорт в стоимостном выражении незначителен, в 2007 г. он был меньше в 32 раза, а в 2008 г. – в 34 раза. Экспорт осуществляется преимущественно в страны СНГ, но наблюдается тенденция к росту экспорта в остальные страны – с 6% в 2007 г. до 10% в 2008 г. В РФ и РБ поставляются (в небольших количествах) фармтовары, изготовленная на основе природного сырья.
Тенденцию к переменам в ценовой структуре лекарств можно увидеть через импорт. Согласно статистическим данным Таможенного комитета РК, в 2007 г. средняя цена импортируемых лекарств возросла на 18%, а за I полугодие 2008 г. – на 30%. Но за первые 9 месяцев 2008 г. рост средней цены импорта лекарств снизился в 1,5 раза.
Как правило, соотношение отечественных и импортных препаратов в аптечных и больничных закупках зависит от степени развитости их национального производства и господдержки отечественных производителей. Доля местных лекарств в Казахстане, согласно сведениям ЦМИ “Фармэксперт”, не превышает 15%, что существенно ниже, чем в России, Украине и Беларуси, где фармацевтическая отрасль более развита и ее господдержка высока.
Структура потребления препаратов по ценовым категориям зависит от уровня доходов населения. По мере их роста доля дешевых лекарств снижается. Доля дешевых лекарств (от $1 до $5) составляет в Казахстане 48% рынка ГЛС. Структура потребления в Казахстане ГЛС по ценовым категориям характеризуется следующими данными (%): менее $1 за упаковку – 12, от $1 до $3 – 21, от $3 до $5 – 15, от $5 до $10 – 25, от $10 до $50 – 25, более $50 – 2.
Прирост продаж на фармрынке в натуральном выражении значительно ниже стоимостного прироста. Так, в 2007 г. прирост продаж в стоимостном выражении составил 47%, а в упаковках – 8%. По оценке специалистов, основная причина этого заключается в укрупнении содержимого упаковок и росте средней цены упаковки, особенно на импортируемые препараты. Кроме того, ввиду роста реальных доходов населения в 2005-2007 гг. в среднем на 15% в год востребованнее стали более дорогие оригинальные лекарства. Особенно заметно увеличилась средняя цена упаковки импортных лекарственных средств: с $1,7 в 2006 г. до $2,2 в 2007 г. Средняя цена упаковки местных препаратов в 5-6 раз ниже импортных ЛС.
За 2005-2007 гг. изменения структуры рецептурных и безрецептурных препаратов на розничном рынке Казахстана были несущественные. В стоимостном выражении преобладают рецептурные препараты (соответственно 58,7%, 57,7% и 56,1%), а в упаковках их доля значительно ниже (37,4%, 38% и 39,1%). Если в стоимостном выражении доля рецептурных препаратов снижается, то в натуральном выражении (в упаковках) растет. Происходит смещение предпочтения населения в сторону более дорогих препаратов безрецептурного отпуска. Хотя в целом доля препаратов безрецептурного отпуска остается довольно низкой (44% в стоимостном выражении), что, по мнению экспертов, свидетельствует о ненасыщенности рынка препаратами для профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни.
Средняя цена упаковки лекарственного средства на розничном фармрынке Казахстана, $
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Средняя цена в целом, в т. ч. | 1,0 | 1,2 | 1,4 |
Импортные средства | 1,3 | 1,7 | 2,2 |
Отечественные средства | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
Источник: ЦМИ “Фармэксперт”.
В целом почти для всех групп препаратов наблюдается положительная динамика роста аптечных продаж (кроме группы “Диагностические препараты”, где зафиксировано снижение на 37%). Это может косвенно свидетельствовать об улучшении положения с финансированием лечебно-профилактических учреждений, когда у последних есть возможность закупать все необходимые препараты для обследования пациентов; при этом расходы пациентов на амбулаторное обследование и лечение уменьшаются. Подтверждением этого предположения служит рост госпитальных закупок ЛС группы “Диагностические препараты” в 2007 г. на 60%.
Хотя производством фармацевтических препаратов для медицинского использования в Казахстане занято порядка 220 предприятий, национальное фармацевтическое производство невелико, существенные объемы лекарственных средств выпускает лишь несколько предприятий. Лидирующую позицию на казахстанском фармацевтическом рынке занимает компания “Santo” (АО “Химфарм”). Это старейшее промышленное предприятие страны (основано в 1882 г.), работающее на цитварной полыни (дермене) – лекарственном растении, которое произрастает лишь в Казахстане. В советское время это предприятие получило хорошее развитие в качестве основного производителя высокоочищенных субстанций наркотиков из мака (морфин, кодеин, дионин и др.). В течение многих лет завод не только удовлетворял потребности здравоохранения всего Советского Союза в наркотических препаратах, но и поставлял их в другие страны. В последние годы на заводе проведена реконструкция, введен новый производственный комплекс по выпуску мягких лекарственных форм (мощностью 5 млн. туб и 20 млн. суппозиториев в год), оснащенный современным европейским оборудованием и работающий по новому стандарту “GMP” с использованием высококачественного сырья, поставляемого из Европы. Контроль качества, действующий на комплексе, позволяет “Santo” производить лекарственные препараты, соответствующие международным стандартам. Продукция с торговой маркой “Santo” преобладает в казахстанском производстве лекарственных средств. Продуктовый портфель предприятия – примерно 200 наименований лекарственных препаратов. Дженериковые препараты компании по составу и действию полностью соответствуют оригинальным лекарственным формам. АО “Химфарм” экспортирует продукцию в Узбекистан, Кыргызстан, Украину, в страны Балтии, Грузию, Армению, Монголию.
По мере ускоренного развития других предприятий АО “Химфарм” постепенно уступает позиции в национальном производстве фармпродуктов (в 2007 г. доля АО “Химфарм” в республиканском производстве составила около 47%). Кроме АО “Химфарм”, в пятерку лидеров казахстанских производителей входят “Глобал Фарма”, “Кефар Кенес Фарма”, АО “Нобел Алматинская фармацевтическая фабрика”, “Зерде Фито”. Их совокупная доля – 72% национального производства. Вторая пятерка включает “КызылМай”, “Фармацию”, “Каз-Диа-Тест”, “Эйкос Фарм”, “Фитолеум”, доля которых – 11,7%. А на долю второй десятки крупнейших предприятий в национальном производстве фармацевтических препаратов для медицинского использования приходится 10,6%. Ведущие 20 предприятий в сумме производят 94% фармацевтических препаратов.
Более 60% национального фармацевтического производства приходится на предприятия, находящиеся под иностранным контролем. Наиболее крупными из них являются АО “Химфарм”, ТОО “Кефар Кенес Фарма”, АО “Нобел Алматинская фармацевтическая фабрика”, ТОО “Карагандинский фармацевтический завод” и ТОО “THC Pharm International”. Ведущие отечественные производители фармацевтической продукции (доля в отечественном производстве, %): АО “Химфарм” – 46,9, ТОО “СП Глобал Фарма” – 7, ТОО “Кефар Кенес Фарма” – 6,3, АО “Нобел Алматинская фармацевтическая фабрика” – 5,9, ТОО “Зерде Фито” – 5,5; первая пятерка – 71,6, первая десятка – 83,3, первая двадцатка – 93,9.
С учетом льготных экономических условий законом Республики Казахстан №522-II от 13 января 2004 г. “О лекарственных средствах” введено жесткое регулирование оборота фармацевтической продукции. Основные методы регулирования: государственная регистрация лекарственных средств, лицензирование фармацевтической деятельности, сертификация лекарственных средств, аттестация осуществляющих фармацевтическую деятельность физических лиц, государственный надзор и контроль фармацевтической деятельности. Уполномоченным органом является Министерство здравоохранения РК, которое определяет порядок регистрации и отнесения лекарственных средств к основным, жизненно важным, утверждает правила контроля качества и безопасности лекарственных средств. Комитет фармации Министерства здравоохранения РК является ведомством, осуществляющим контрольно-надзорные и реализационные функции, а также руководство в сфере обращения лекарственных средств. Комитет имеет 16 территориальных подразделений.
Под лицензирование фармацевтической деятельности подпадают: производство лекарственных средств; изго-товление лекарственных средств; оптовая реализация лекарственных средств; розничная реализация лекарствен-ых средств. Обязательной государственной регистрации и сертификации подлежат как произведенные на территории Республики Казахстан, так и ввозимые на ее территорию лекарственные средства. Комитет фармации Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения выдают письменное согласование ввоза или вывоза лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения в пределах одной сделки. Создание льготных экономических условий в комплексе с внедрением системы строгого фармконтроля позволило обеспечить более высокую прозрачность рынка и на порядок снизить долю “черного” рынка. На внутреннем рынке не столь остро, как несколько лет назад, стоит проблема качества лекарственных средств, меньше стало подделок.
В Казахстане нет государственных аптек, а розничные цены на лекарственные средства регулируются рынком. Высокий уровень конкуренции между представительствами компаний, дистрибуторами, розничными продавцами делает невыгодным завышение цен и стимулирует представлять в розничной торговле как можно более широкий ассортимент продукции. Торговая надбавка оптового и розничного звена в Казахстане ниже, чем в других странах СНГ, а многие импортные препараты в казахстанских аптеках продаются по более низким ценам, чем в российских.
Экономические условия внутреннего фармацевтического рынка в Казахстане определяются налогами, сборами, таможенными пошлинами и тарифами. Эти условия для отрасли являются весьма льготными. Предприятия фармацевтического сектора экономики в установленном порядке уплачивают общеобязательные налоги (корпоративный, имущественный, на землю и т. д.), а также сборы, в том числе за государственную регистрацию лекарственных средств. Налоговым кодексом обороты по реализации товаров (работ, услуг) для медицинского и ветеринарного обслуживания, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также материалов и комплектующих для их производства (статья 232) освобождаются от НДС. Также освобожден от налога на добавленную стоимость импорт лекарственных средств (статья 234) согласно перечню. Перечень (статьи 232 и 234) утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 10 марта 2000 г. №378.
На все виды фармацевтической продукции действует нулевая таможенная пошлина. Освобождение от импортных таможенных пошлин весьма выгодно для импортеров и потребителей, а для отечественных фармпроизводителей готовых лекарственных средств выгодны нулевые пошлины на ввоз сырья и материалов для их производства. Нулевые пошлины действуют также на ввоз технологического оборудования для фармацевтической промышленности. Вместе с тем нулевые пошлины на готовые лекарственные средства не стимулируют развитие их отечественного производства. Указанные экономические условия обеспечивают достаточно льготные условия на казахстанском фармацевтическом рынке как для дистрибуторов, так и для производителей.
По прогнозу, в результате влияния мирового финансово-экономического кризиса и его последствий на экономику Казахстана, а также снижения темпов роста доходов населения темпы развития казахстанского фармацевтического рынка в период до 2013 г. замедлятся. Реальные среднегодовые темпы роста за 2009-2013 гг. составят 6%. Номинальная емкость внутреннего рынка в 2013 г. возрастет к уровню 2008 г. в 1,8 раза. За 5 лет темпы роста национального производства будут лишь незначительно опережать рост внутреннего рынка, среднегодовые реальные темпы роста за 2008-2013 гг. составят 7%. Отношение отечественного производства к объему реализации фармацевтической продукции на внутреннем рынке существенно не изменится и будет на уровне 11-12%.
Казахстан, имея большую территорию и выгодное географическое положение, богатый выбор растительного лекарственного сырья и значительный научно-технический потенциал в области разработки и производства лекарственных препаратов растительного происхождения, в условиях мировой тенденции к опережающему развитию этого направления обладает определенными перспективами развития. Однако производителям, учитывая инновационный, наукоемкий и капиталоемкий характер современной фармацевтической промышленности, все труднее будет сохранять позиции на рынке. Для опережающего рывка в развитии отечественного фармацевтического производства в стране пока нет ни соответствующих технологий, ни людей, способных работать на таких производствах. Ведущие иностранные компании не стремились размещать свои производства в Казахстане. А приобретение современных технологий, привлечение западных специалистов, обучение кадров потребует значительных капиталовложений. Интерес к созданию совместных производств проявляют американские фармацевтические компании.
Развитие получат прямые связи аптечных сетей с производителями фармпродукции. Будет сокращаться число дистрибуторов, усилится конкуренция между участниками рынка, будет расширяться набор дополнительных услуг в аптечных учреждениях. Получит развитие интернет-торговля лекарственными средствами (ЛС). Влияние на сектор дистрибуторов окажет реорганизация государственных закупок с использованием предлагаемого к внедрению механизма обеспечения ЛС госмедучреждений с выбором единого оператора концессионера.
Фармацевтическая промышленность – особая отрасль, в которой цикл появления новой продукции гораздо длиннее, чем в других отраслях. Особенностью создания лекарственных средств и доведения их до серийного производства является высокая науко- и ресурсоемкость разработок. Как правило, новое лекарство разрабатывается 10-15 лет и должно пройти достаточно продолжительные и дорогие клинические испытания. В своем развитии фармацевтическая отрасль опирается на успехи в биологии и химии, за последние десятилетия наиболее значимые достижения в мировой науке были связаны с расшифровкой генома человека. Но именно по этим направлениям исследований казахстанская академическая наука была в значительной степени оторвана от остального мира. Однако Казахстан имеет благоприятные перспективы для развития фармацевтической промышленности. Этому способствует наблюдаемая в мировой фармацевтике тенденция к увеличению доли фармацевтических препаратов растительного происхождения, которая, по прогнозам ВОЗ, в ближайшие 10 лет превысит 60% в общем объеме выпускаемых лекарственных средств.
В Казахстане имеется значительный научно-технический потенциал в области разработки и производства лекарственных препаратов растительного происхождения и богатая база дикорастущего растительного сырья для фармацевтической промышленности. Казахстан и Средняя Азия обеспечивали данным сырьем 80% фармпроизводства в СССР. В целях развития фармацевтической отрасли в последние годы было принято несколько государственных программ, в частности, Государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности Республики Казахстан, республиканская научно-техническая программа “Разработка и внедрение в промышленное производство оригинальных отечественных препаратов для развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан”, программа “Разработка и организация производства оригинальных экспортоориентированных фитопрепаратов для развития фармацевтического кластера в Республике Казахстан”. Во всех указанных программах одним из основных приоритетов развития фармацевтической промышленности РК является разработка и внедрение в производство оригинальных отечественных субстанций и медикаментов на основе лекарственного растительного сырья. Одним из перспективных регионов для развития фармацевтической отрасли Казахстана, имеющих производственный и научный потенциал, считают Караганду. Базирующиеся здесь научно-производственный центр “Фитохимия”, Институт растениеводства и селекции и Государственная медицинская академия используются для создания новых лекарственных препаратов. Вместе с Карагандинским фармацевтическим заводом они позволяют применить комплексный подход к развитию отрасли.
В рамках указанных программ АО “НПЦ “Фитохимия” в Государственный реестр лекарственных средств Республики Казахстан включены 5 видов лекарственного растительного сырья, 7 субстанций и 6 новых фитопрепаратов. Утверждены впервые разработанные фармакопейные статьи на 11 видов лекарственного растительного сырья, 7 субстанций и 4 новых фитопрепаратов. Разработаны и оптимизированы технологии производства таких оригинальных фитопрепаратов, как противоопухолевое средство “Арглабин”, гепатопротектор “Салсоколлин”, противовоспалительные средства “Тополин”, “Суттиген”, “Алхидин”, препараты “Кызылмай”, которые соответствуют требованиям “GMP”. Проведена регистрация препаратов в странах ближнего зарубежья, в частности, препарат “Арглабин” в качестве противоопухолевого лекарственного средства зарегистрирован в России, Грузии, Таджикистане и Кыргызстане, а также прошел предварительную экспертизу в качестве противовоспалительного средства в Украине. Заинтересованность в препарате “Арглабин” проявили онкологические клиники ближнего зарубежья и исследовательские центры США и Германии. Но выход казахстанских оригинальных препаратов на зарубежный фармацевтический рынок тормозится неготовностью фармацевтической промышленности республики к производству лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов (“GMP”, “GLP”, “GCP”).
На программу “Разработка и организация производства оригинальных экспортоориентированных фитопрепаратов для развития фармацевтического кластера в Республике Казахстан” выделено 395 млрд. тенге. В рамках программы планируется определить объемы ежегодной заготовки полыни беловатой в Мойынкумах, соссюреи солончаковой и горькой в Центральном и Северном Казахстане, внедрить в производство эффективные технологии возделывания и первичной переработки лекарственного растительного сырья, обеспечить товарным лекарственным сырьем производство оригинальных экспортоориентированных препаратов. Предусмотрено получить 5 растительных субстанций и лекарственных форм 3 фитопрепаратов с учетом требований “GMP”, обеспечить регистрацию 3 лекарственных средств в Республике Казахстан и за рубежом. Предусмотрена разработка технологий производства оптимальных лекарственных форм фитопрепаратов “Экдифит”, “Атеролид”, “Саусалин” и производство опытных их партий с учетом требований “GMP” на предприятиях республики. В случае успешной реализации программы будут созданы предпосылки для развития в стране производства новых фармацевтических препаратов, однако его реальная организация проблематична ввиду необходимости крупных финансовых затрат. Государственное финансирование для этого не предусмотрено, а иные источники инвестиций в среднесрочной перспективе, скорее всего, будут недоступны.
В современной мировой фармацевтике существует немало продуктов, которые, несмотря на истекший срок патентной защиты, продаются во всем мире очень дорого, так как выпускаются немногими западными фирмами. Кроме того, до 2012 г. истечет срок патентов на основные лекарства, что позволит организовать их производство другим фармкомпаниям. В Казахстане их можно производить в несколько раз дешевле.
По мнению казахстанских бизнесменов, несмотря на небольшой внутренний рынок Казахстана, здесь можно и нужно по опыту других стран развивать собственное производство уже разработанных лекарственных средств. По мнению отраслевиков, стоимость создания производства подобного продукта может составить $5-10 млн., тогда как оригинальный продукт будет дороже, тем более, что он потенциально должен быть ориентирован на экспорт, а клинические испытания за рубежом потребуют примерно $10-30 млн.
Под иностранным контролем находится 60% казахстанского фармпроизводства, что свидетельствует об интересе иностранных компаний к фармацевтической промышленности Казахстана, несмотря на небольшую емкость фармацевтического рынка. Компания “Лабор Линкс Америка” проявляет интерес к организации международного химико-фармацевтического холдинга на базе научно-производ-ственного центра “Фитохимия” для привлечения инвестиций американских компаний и компаний других стран в развитие казахстанской фармотрасли по международным стандартам “GMP”. Эта компания проявляет интерес к фармкомплексу по производству противоопухолевого фитопрепарата “Арглабин”, первая очередь которого введена в 2005 г. Согласно заявлению компании, американские компании за последние 15 лет потратили десятки миллионов долларов, но не смогли получить аналог “Арглабина”, потому что единственным сырьем для его производства является казахстанская полынь.
По мнению производителей, одной из главных причин слабого развития казахстанской фармпромышленности является “дискриминационное” законодательство в отношении казахстанских производителей. Чтобы фармацевтическое производство стало развиваться в Казахстане, необходимо уравнять в правах национальных и зарубежных производителей. На сегодняшний день ввозимая в страну фармацевтическая продукция не облагается таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость. Как полагают казахстанские производители, законодательное неравноправие выражается также в том, что зарубежные поставщики лекарственных препаратов обязаны регистрировать только готовую фармацевтическую продукцию, а местные производители обязаны регистрировать не только произведенные лекарственные средства, но и субстанции, что ведет к увеличению стоимости производства, потере времени и конкурентоспособности. Казахстанские фармацевтические производители полагают, что устранение вышеуказанной дискриминации отечественного производства будет способствовать развитию отрасли.
Кроме того, в последние годы государство стало ведущим игроком на фармацевтическом рынке Казахстана и может диктовать свои правила игры по примеру других стран, где большая часть государственных заказов размещается у отечественных производителей. Мировой опыт показывает, что только при реализации перечисленных мер у иностранных производителей появляется интерес к размещению своих производств внутри страны.
Основными предприятиями, за счет которых государство планирует увеличить объемы национального произ-водства, являются “Химфарм”, “Глобалфарм” и “Ромат”. Министерство здравоохранения РК ведет активные переговоры с ними о возможности расширения производства. Дополнительно через фонды развития ведутся переговоры с рядом фармацевтических компаний об условиях покупки их пакетов акций для размещения производства лекарственных препаратов в Казахстане.
Ставится задача довести долю отечественного производителя на рынке до 30% в течение 10 лет. Решение этой задачи в столь короткий срок представляется нереальным, особенно учитывая ситуацию в мировой экономике в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Хотя именно кризис может активизировать иностранные компании в оптимизации затрат на производство и ускорение процесса размещения фармацевтических предприятий в развивающихся странах. Тем более, что Казахстан имеет для этого уникальную сырьевую базу.
В секторе торговли недостаток и ужесточение условий кредитования повлияет на темпы создания новых и развития действующих аптек. Особенно велики риски субъектов рынка, вынужденных погашать ранее взятые кредиты. Приоритетное развитие получат наиболее крупные аптечные сети за счет поглощения мелких сетей и вынужденного закрытия аптек. По мере развития аптечных сетей все большее развитие будут получать их прямые связи с производителями фармпродукции. При этом будет наблюдаться сокращение числа дистрибуторов, специализирующихся на перекупке и последующей перепродаже лекарств.
Чтобы выжить, продавцы фармпродукции будут вынуждены снижать затраты и оптимизировать свои подразделения. Следует ожидать роста слияний и поглощений. При этом в условиях ограниченных кредитов возможно более широкое использование публичных финансовых инструментов.
Ожидается, что конкуренция на внутреннем рынке усилится. Ввиду изменения ситуации на фармацевтических рынках развитых стран, замедления и спада спроса на ЛС усилится давление на рынки развивающихся стран с наименьшим уровнем защиты отечественных производителей. По сравнению с Россией, Украиной и Беларусью ка-захстанские производители наименее защищены, поэтому давление поставщиков фармацевтической продукции на казахстанский рынок будет усиливаться. Отечественным производителям, учитывая инновационный, наукоемкий и капиталоемкий характер современной фармацевтической промышленности, все труднее будет сохранять свои позиции на рынке.
Развитие фармацевтической промышленности в Республике Казахстан, скорее всего, возможно за счет развития фитохимических производств, что обусловлено наличием в республике уникальной сырьевой базы лекарственных растений, значительным научно-техническим потенциалом в области химии, медицины и фармации, а также традиционной направленностью казахстанских производителей субстанций лекарственных препаратов на переработку лекарственного растительного сырья.
На развитие казахстанского рынка лекарств окажет позитивное влияние государственная поддержка в виде государственных закупок ЛС. Исходя из трехлетнего республиканского бюджета на 2009-2011 гг. был предусмотрен среднегодовой прирост финансирования расходов на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в среднем на 10 млрд. тенге/год. Часть из них предназначена для закупки лекарственных препаратов.
Денежные доходы населения, как ожидалось, будут расти не такими высокими темпами, как в предыдущие 5 лет, их номинальный прирост можно оценить в 10-12%, что также будет способствовать поддержанию адекватного роста спроса на ЛС. Принимая во внимание низкий по сравнению с развитыми странами уровень доходов на душу населения, толчок развитию фармацевтического рынка могло бы дать развитие частной страховой медицины, утверждение которой сдерживается, прежде всего, ввиду подорванного доверия к ней населения.
Одной из насущных проблем, сдерживающих развитие фармацевтического рынка, является высокая потребность в профильных специалистах, которая обусловлена недостаточным уровнем профессиональной подготовки молодых специалистов и их дефицитом в целом.
Прогноз развития казахстанского фармацевтического рынка
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г.* | 2012 г.** | 2013 г.** | |
Емкость внутреннего рынка, млрд. тенге*** | 58341 | 65302 | 79148 | 88930 | 95155 | 104671 | 118278 | 136019 | 163223 |
Изменение к предыдущему году, % | 127 | 110 | 108 | 103 | 100 | 103 | 106 | 107 | 112 |
Производство, млн. тенге | 6364 | 8148 | 10177 | 10090 | 10257 | 11524 | 13563 | 16690 | 21430 |
Изменение к предыдущему году, % | 124,7 | 126 | 111,5 | 91 | 95 | 105 | 109 | 112 | 115 |
Доля на внутреннем рынке, % | 10,9 | 12,5 | 12,9 | 11,3 | 10,8 | 11 | 11,4 | 11,8 | 12,1 |
Импорт, млрд. тенге | 51982 | 57139 | 68938 | 78881 | 84878 | 93157 | 104794 | 119969 | 143473 |
Изменение к предыдущему году, % | – | 109,9 | 120,6 | 114,4 | 107,6 | 109,8 | 112,5 | 114,5 | 119,6 |
* – оценка; **- прогноз; ***- на базе оптовых цен.
Источник: данные БТА “Аналитика”. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)