Потребление краски и лакокрасочных материалов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области растет достаточно быстрыми темпами. Основная причина – увеличение доходов населения и возвращение потребительского спроса на строительный рынок.
Как отмечают эксперты, в 2011 г. рынок вернулся к докризисным показателям. К 2012 г. емкость российского рынка лакокрасочных материалов составит порядка 1,2 млн. т, к 2013 г. – 1,3 млн. т, к 2014 г. – 1,4 млн. т, а к 2015 г. выйдет на показатель 1,5 млн. т. Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ Solum, прогнозирует увеличение доли импорта на рынке Санкт-Петербурга и ослабление позиций местных игроков. “Российские производители наивно полагают, что оборудование, закупленное еще в советское время, будет работать вечно, однако уже давно понятно, что предприятия нуждаются в глубокой модернизации. На передовой же лакокрасочного производства, как всегда, финны и немцы, и если ничего не предпринимать, то рынок попросту заполонят зарубежные аналоги, которые уже во многом превосходят наши образцы по качеству, широте ассортимента, разнообразию цветов и экологической безопасности. Доля импорта на рынке велика и составляет порядка 50%”, – анализирует ситуацию Ивановская. По ее словам, себестоимость производства лакокрасочной продукции в РФ значительно ниже. Не случайно многие иностранные компании образуют дочерние фирмы именно в России.
Василий Бирюков, руководитель отдела продаж ООО “Мир красок”, имеет диаметрально противоположное мнение. “Российские производители наконец-то вышли на должный уровень качества лакокрасочных материалов. Причем цена отечественной продукции в разы ниже импортных аналогов по разным причинам: во-первых, пошлина на сырье ниже, чем на готовую продукцию, поэтому получается, что выгодней производить краску, чем перепродавать ее; во-вторых, снижаются транспортные расходы; в-третьих, краски изготавливают на том же оборудовании, что и за рубежом. Процесс автоматизирован, рабочие лишь управляют им, поэтому качество ничем не хуже импортных аналогов. К тому же вся продукция проходит сертификацию и строгий контроль”, – рассказывает Бирюков.
В целом на российском лакокрасочном рынке по качеству можно выделить три основные ниши – это дешевая краска, не удовлетворяющая даже старым ГОСТам, краска среднего качества, выпущенная с соблюдением старых технологий, и качественная краска, представленная в основном импортом. Дешевая краска потребляется преимущественно в регионах, а производится на небольших предприятиях, которые появились в постсоветское время. Этот сектор характеризуется невысокой нормой прибыли из-за большого количества производителей и занимает в настоящее время около 30% рынка в тоннаже и 20% в денежном выражении.
Сегодня цена импортных красок в 2-3 раза выше стоимости российских аналогов. Специалисты считают, что это объясняется отчасти укреплением евро, поскольку основная часть красок импортируется из зоны евро. Удешевить поставляемые на российский рынок краски импортеры могут либо за счет строительства в России собственных заводов, либо за счет совместных проектов с российскими производителями, что они все чаще и делают. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами-экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Беларусь (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%). В дальнейшем доля зарубежных производителей на рынке не только сохранится, но и значительно увеличится. Еще в 2006 г. финский производитель Tikkurila купил питерскую компанию ООО “Краски ТЕКС”, а в 2007 г. менеджеры компании, заметив привлекательность рынка ЛКМ России, подписали договор о покупке 70%-ного пакета акций петербургских ООО “ГАММА” (сейчас – ООО “Гамма Индустриальные краски”) и ООО “Охтинский завод” (в настоящее время – ООО “Тиккурила Порошковые краски”).
По данным исследований агентства Symbol-Marketing, наиболее востребованными среди потребителей являются такие виды лакокрасочных материалов, как водоэмульсионные краски, грунтовки, водно-дисперсионные краски, эмали. Эти материалы использует более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. Потребители краски четко делятся на 2 большие группы: промышленные (корпоративные) потребители, в том числе строительные организации, и индивидуальные потребители, которые используют краску для ремонта и обновления квартир. (Строительный Еженедельник/Химия Украины, СНГ, мира)