Рынок производства биотоплива все больше конкурирует с продовольственным. В 2011 г. 11%, или 20,5 млн. т всех растительных масел и жиров, произведенных в мире, было переработано на биодизель. Европа, которая еще 20 лет назад первой начала биотопливное движение, сейчас переориентируется на использование импортного биотоплива, предпочитая свое масло использовать в пищевой промышленности.
Производство биодизеля в ЕС стартовало в 1992 г. Затем в 2003 г. была принята директива №2003/30/EC “О содействии использованию биологического топлива или других видов возобновляемого топлива для транспорта”, которая обязала государства – члены ЕС обеспечить, чтобы доля биологического топлива и других видов возобновляемого топлива на их рынках составляла не меньше установленной минимальной границы. Каждая страна региона имела право формировать свою политику установления национальных индикативных целей. Главное, чтобы эти цели были направлены на постепенное повышение минимального содержания биодизеля в топливе до 2% к 2005 г. и до 5,75% к 2010 г. Такая госполитика стала катализатором бурного развития производства биодизеля в ЕС, когда с 2000 г. по 2007 г. мощности по производству данной продукции увеличились с 3 до 25 млн. т. Биодизельное топливо – это экологически чистый вид биотоплива, получаемый из жиров растительного и животного происхождения, который используется в качестве замены нефтяного дизельного топлива в технике с дизельными двигателями. Сырьем для производства биодизеля служат жирные, а также эфирные масла различных растений и водорослей в зависимости от экономико-географической характеристики страны-производителя. Так, в Европе для производства данного горючего в основном используется рапс, в Америке – соя, в Индонезии и на Филиппинах – пальмовое и кокосовое масла, в Бразилии – касторовое масло. Биодизель применяется на автотранспорте в чистом виде и в виде различных смесей с дизельным топливом.
В США смесь дизельного топлива с биодизелем обозначается буквой “B”; число после буквы означает процентное содержание биодизеля: В2 – 2% биодизеля, 98% дизельного топлива; В100 – 100% биодизеля. Применение смесей не требует внесения изменений в двигатель.
В Украине биодизель пока не очень популярен среди потребителей. Правительство для стимуляции спроса пла-нирует ввести норму об обязательном присутствии 10% биодобавок в дизельном топливе.
За последние 16 лет потребление растительных масел и жиров в Евросоюзе увеличилось на 11,8 млн. т, что пре-высило прирост их производства, возросший с тех пор лишь на 5,4 млн. т. Наибольшее наращивание спроса на масла в ЕС было отмечено со стороны биодизельной промышленности. Основными производителями биодизеля выступали Германия, Франция, Испания и Италия. При этом основным сырьем для производства здесь традиционно являлось рапсовое масло.
Однако в 2009 г. наблюдались также изменения в соотношении использования соевого и пальмового масел в производстве биодизеля. В частности, предпочтение отдавалось закупкам последнего. Этот вопрос связан, прежде всего, с развитием цен на мировом рынка растительных масел. В 2008-2010 гг. ценовой разрыв между пальмовым и остальными маслами резко увеличился, чем воспользовались операторы. Уже тогда ЕС начал “заглядываться” на импортный биодизель больше, чем на местный. В апреле 2008 г. европейские производители биодизеля подали в Еврокомиссию жалобу на власти США, которые, как они утверждали, субсидируют национальных производителей биотоплива. В 2009 г. в целях снижения наплыва иностранной продукции европейские производители биодизеля добились введения антидемпинговых пошлин на биологическое дизельное топливо из США.
Данной ситуацией воспользовались не столько европейские производители биодизеля, сколько представители данной отрасли из стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии: они увеличили поставки биодизеля в ЕС, пользуясь снижением доли американской продукции. К концу 2008 г. европейские мощности по производству биодизеля в 15 млн. т оказались незагруженными. Часть внутренних биодизельных предприятий была демонтирована и продана главным образом в Северную Америку.
Переломный 2011 год
Согласно подсчетам экспертов Oil World, производство биодизеля в ЕС в 2011 г. продемонстрировало спад практически на 0,6 млн. т до 9 млн. т. При этом прогноз Европейского биодизельного комитета оказался более пессимистичным – менее 8 млн. т. Основным сырьем для производства обозначенных немецкими аналитиками 9 млн. т биодизеля в ЕС в 2011 г. оказалось рапсовое масло (5,5-5,6 млн. т), за ним следовали пальмовое масло (1,3 млн. т), соевое (0,9 млн. т), а также 0,4-0,5 млн. т других масел и жиров. Годом ранее на нужды промышленности пошло более 6 млн. т рапсового, а также 2 млн. т пальмового масла. Сохранить долю в производстве удалось лишь соевому маслу, которое в 2011 г. оказалось более конкурентоспособным в цене. В 2011 г. доля мощностей европейских биодизельных предприятий сократилась, часть заводов была демонтирована из-за незагруженности. (Химпром/Химия Украины, СНГ, мира)