Композиционные материалы давно используются в производстве космических и летательных аппаратов, сейчас растет спрос строителей на композиты. Такая популярность материала объясняется его свойствами: он не поддается коррозии, более долговечен, прочен и легок, чем, например, алюминий. Однако он дороже традиционных материалов в 3-5 раз, поэтому пока не ожидается резкого увеличения спроса на него у промышленников.
В России повышается интерес как к самим композитам, так и к изделиям из них. Например, госкорпорация “Роснано” готова оказывать финансовую поддержку начинающим производителям, опыт осуществления таких проектов уже есть в Тюмени. Другой пример государственной поддержки – строительство завода по изготовлению полимерных материалов холдинговой компанией “Композит”: в уставном капитале ее бизнес-единиц присутствуют корпорации “Росатом” и “Роснано”.
Разработка и выпуск более совершенных композитных материалов – сфера деятельности, охватывающая все больше отраслей. Также их используют в судостроении, мостостроении, изготовлении потребительских товаров, например ракеток для тенниса. В частности, доля композитов в строительстве в 2011 г. составила 7%. Однако, по прогнозам исследовательского агентства Fedonia Group, к 2025 г. ожидается рост этого показателя до 54%. В ближайшее десятилетие композиты могут практически полностью вытеснить алюминий из авиастроения: на заводах Boeing и Airbus уже ведутся разработки и испытываются образцы самолетов, состоящих практически полностью из углепластиков и наноматериалов. Высокие темпы экономического развития в Китае оказывают значительную поддержку мировому спросу на новые материалы.
Если сравнить итоги производственной деятельности предприятий, работающих на территории РФ, то совокупные объемы выпуска ими композиционных материалов увеличились на 18% по сравнению с предыдущим годом и достигли 19 трлн. руб. Положительная динамика поддерживается за счет предприятий, расположенных в Московской области, – “Сен Гобен Строительная продукция Рус”, “Урса Евразия”, НПО “Стеклопластик”, Завод стекловолокна. Лидерами российского рынка являются международные компании “Сен Гобен Строительная продукция Рус”, на которую приходится около 27% произведенных в стране композитов, и “Кнауф Инсулейшн” с 17%. Предприятия Северо-Запада на этом фоне менее успешны. Так, Новгородский завод стекловолокна и “Роквул Север” (Ленобласть) занимают соответственно 2% и 9% на рынке композитов. Кроме того, у новгородского производителя, например, по сравнению с московскими компаниями не столь значительно возросло количество заказов в январе 2012 г.
Все крупные изготовители композитов на основе стекловолокна активно прилагают усилия к совершенствованию своей продукции. Так, Завод стекловолокна (Московская обл.) намерен увеличить выпуск базальтового волокна за счет новой технологии стекловарения. На эту продукцию делает ставку и Новгородский завод стекловолокна. Однако в данном случае планируется не расширение производства, а модернизация с целью снижения издержек. Задуманные меры компания планирует осуществлять за счет собственных средств, без дальнейшего расширения производства.
К выходу на рынок готовятся новые игроки. В Татарстане “Татнефть” и Preiss-Daimler Group создадут новое производство стеклопластиковых композитов с одной стекловаренной печью. Инвестиции в проект составят EUR70 млн., ожидается годовой объем продаж в EUR40 млн. Предприятие будет размещено в особой экономической зоне “Алабуга”.
Компания “Стеклонит” придерживается стратегии наращивания объема производства основных видов продукции, в основном дорожных сеток и кровельных тканей. Будет осуществляться техническое переоснащение предприятия с целью повышения его мощности и качества. Аналогичной стратегии придерживается и компания “ОСВ Стекловолокно”, которая инвестирует в расширение производства.
В 2012 г. можно ожидать дальнейшего развития отрасли, поскольку интерес к ней проявляют не только бизнес, но и власти. Так, Владимир Путин в статье “Нам нужна новая экономика” включил производство композитов в число приоритетных направлений развития экономики. Государственные корпорации уже прилагают усилия для выхода на этот рынок. Например Объединенная авиастроительная корпорация планирует возведение завода по выпуску деталей из композитов для самолетов, где поставщиком материалов выступит компания “Аэрокомпозит”, “Росатом” принял программу внедрения в атомной промышленности полимерных композиционных материалов. (Эксперт/Химия Украины, СНГ, мира)