Несколько последних лет были сложными для рынка адгезивов и герметиков, который в настоящее время продолжает испытывать спад и проблемы с сырьем. Мировой экономический кризис и его последствия в строительстве и автомобильной промышленности продолжают негативно влиять на рынок адгезивов и герметиков. По мнению генерального директор компании RPM F. Sullivan, этот рынок остается слабо развивающимся, с относительно вялым потребительским спросом. RPM увеличивает свою долю рынка в определенных регионах путем продажи более дорогих высококачественных продуктов, чем традиционные материалы.
Адгезивы и герметики представлены в различных сегментах рынка. W. Magee, директор по стратегии и маркетингу фирмы H. B. Fuller, считает, что около 25% мировой потребности адгезивов и герметиков приходится на рынок строительных материалов, развитие которого существенно замедлил кризис, особенно в экономически развитых странах. Рынок электронных товаров также был подвержен экономическому спаду, на его долю приходится менее 10% мировой потребности адгезивов. Рынки, связанные с производством упаковки, оказались более устойчивыми к экономическому спаду.
Компания Henkel в 2010 г. зафиксировала небольшой рост объемов продаж адгезивов и герметиков. Кроме того, отмечена тенденция повышения спроса на адгезивы в развивающихся регионах. В компании Henkel считают, что использование адгезивов в области производства возобновляемых источников энергии и расширение их применения в производстве легких строительных конструкций способствуют повышению спроса на этот вид продукции.
В то время как Северная Америка и Европа борются с последствиями экономического кризиса, развивающиеся рынки стран Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона предоставляют производителям адгезивов и герметиков потенциал роста. В связи с этим компания Henkel в первой половине 2012 г. может существенно повысить продажи адгезивов для строительства, производства упаковки и потребительских товаров, несмотря на дефицит сырья.
Эксперты Henkel отмечают, что в этом году мировой рост в областях промышленности, потребляющих адгезивы и герметики, будет сильно различаться. В сегменте материалов для транспорта он может составить 6–7%, электронной и электротехнической промышленности – 7%, в металлоперерабатывающих отраслях – приблизительно 9%. Согласно прогнозу Henkel, темпы роста в сегменте адгезивов для упаковки будут ниже средних показателей и составят около %, увеличение продаж в сегменте строительных материалов – менее 2%, причем только за счет роста в развивающихся странах. Применение адгезивов на развивающихся рынках определяет возможность повышения спроса для производства упаковочных материалов, электроники, клейкой ленты, этикеток и нетканых материалов. Использование адгезивов вместо механического соединения деталей в строительстве также способствует росту их производства. Существует возможность увеличения продаж на потребительских рынках и за счет сегмента DIY: высококачественные герметики и адгезивы требуются при ремонте домов; кроме того, сохраняется тенденция к использованию населением экологически безопасных продуктов.
Сложности с поставками сырья и экологические проблемы
Чтобы использовать все возможности для роста, производители адгезивов и герметиков должны найти пути решения проблем с сырьем. В компании H. B. Fuller первостепенной задачей считают поиск новых сырьевых компонентов и освоение новых способов их применения. Кроме того, производители должны оптимизировать цены, учитывая стоимость, которую адгезивы добавляют к цене любой конструкции.
Специалисты RPM считают, что более гибкие и подвижные цены имеет их продукция индустриального применения, чем сегмента DIY. По их предположениям, в этом году цены на сырье останутся в целом на прежнем уровне, хотя будут неустойчивыми – одни компоненты будут дорожать, а стоимость других – снижаться.
В Henkel предполагают, что цены на сырье, упаковку и энергию будут повышаться. Ограничение мощности некоторых производств может привести к дефициту поставок. Кроме цен на сырье, одной из основных проблем рынка адгезивов и герметиков является соответствие экологическому законодательству. Поэтому производители должны разрабатывать новые продукты как с учетом экологического законодательства, так и требований потребителей.
Новые продукты и технологии
Компания H.B. Fuller выпустила разнообразные инновационные продукты. К ним относятся адгезивы серии Advantra Encore и Liquamelt, обладающие такими экологическими преимуществами, как более низкое потребление энергии и расход адгезива, снижение количества отходов, а также более простое применение для производства упаковочных материалов по сравнению с традиционными клеями-расплавами. Для использования гибких упаковочных материалов H.B. Fuller предлагает адгезивы серии Flextra Fast и Flextra Quiet, обеспечивающие более быструю переработку, возможность применения биопленок и полное соответствие требованиям потребителей конечного продукта.
Клеи-расплавы для кожухов и других деталей автомобилей обеспечивают более высокий пробег, уменьшают стоимость ремонта и потребление энергии, повышают безопасность благодаря понижению температуры применения. Серия клеев-расплавов Full-Care разработана с использованием многих инновационных решений. Применение клеев Full-Care минимизирует простои и ремонты автомобиля, что позволяет увеличить пробег и снизить количество использованного адгезива.
Компания RPM также выпустила ряд новых продуктов. Герметик Caulk Backer Rod – для заполнения больших трещин и зазоров перед заделкой швов или герметизацией – предотвращает разрушение в стыках и экономит уплотняющий состав. Конструкционный многоцелевой адгезив StrongStik Heavy Duty используют в строительстве, при ремонте и перестройке, когда необходимо получить очень прочные соединения.
Среди новых материалов, представленных на рынок компанией Henkel, следует отметить отверждаемую на свету адгезионную композицию Loctite AssureCure System, применяемую для изготовления медицинского оборудования (катетеры, фильтры крови и др.). Loctite 6300, Loctite 5800, Loctite 5400 – безвредные анаэробные адгезивы, которые выпускает только компания Henkel. Три новых продукта Loctite не содержат вредных ингредиентов – канцерогенных и мутагенных веществ. Новый герметик Sikaflex, выпущенный компанией Sika, не содержит летучих органических соединений и обладает улучшенными потребительскими характеристиками. Компания также освоила производство серии силиконовых герметиков SikaSil для индустриального и потребительского сегментов рынка. Кроме того, недавно выпущен новый адгезив Sikaflex Universal. (ЛКМ портал/Химия Украины, СНГ, мира)