В 2020 г. в России будут производить каждое второе лекарство из тех, что продается в стране, – такую цель поставило перед фармрынком Министерство промышленности и торговли еще 3 года назад. Пока программа импортозамещения не достигла столь значимых результатов: сейчас зарубежные препараты занимают около 80% рынка.
Курс на приоритет отечественных лекарственных средств был объявлен в 2009 г. Сейчас общероссийские показатели таковы: 89% препаратов, закупаемых по программе дополнительного лекарственного обеспечения, – импортного производства, только 11% сделаны в России. Красноярский край в этом плане выглядит более продвинутым: здесь по программе ДЛО процент закупки отечественных лекарств в денежном эквиваленте увеличился за 3 года с 38% до 55%.
«Первоначально мы настороженно отнеслись к инициативе импортозамещения, наш регион всегда закупал препараты самого высокого качества, – отмечает Вячеслав Добрецов, первый замминистра здравоохранения Красноярского края. – В итоге в качестве мы не проиграли. В этом году мы впервые заключили 3-летние контракты с российскими производителями на поставку лекарств, в том числе аукцион выиграла и наша “Красфарма” – она будет поставлять антибактериальные препараты. Плюс долгосрочного контракта для бюджета в том, что цена фиксируется и в течение 3 лет меняться не будет». Замминистра называет и проблемные моменты, которые возникли при переходе на программу импортозамещания. “Было не просто убедить врачей и пациентов в необходимости перехода на отечественные препараты, – говорит он. – Пока все закупки регулирует 94-й ФЗ, главным критерием при выборе лекарств остается стоимость, что не совсем верно. Кроме того, проведение клинико-экономического анализа закупленных препаратов еще не достигло необходимого уровня: нужно более тщательно работать над выявлением побочных эффектов, расчетом затрат, которые требуются на их устранение”.
Проблемы развития отрасли обсуждали красноярские и столичные эксперты на третьем Сибирском медико-фармацевтическом форуме. Специалисты положительно оценивают решение правительства отдать предпочтение отечественным препаратам. «Импортозамещение преследуют две основные задачи, – отмечает Лилия Титова, представитель Ассоциации российских фармпроизводителей. – Первая – национальная безопасность страны, нельзя, чтобы мы зависели от импорта. Вторая – сдерживание роста цен и экономия госбюджета. Мы перешли от термина “отечественный” к термину “локальный”, поскольку в последние годы на территории России открыты новые производства, в том числе и зарубежных компаний, которые ориентируются на потребности нашего здравоохранения» Вячеслав Добрецов уточняет: “Под словом “отечественные” мы подразумеваем компании, которые занимаются производством, а не перепродажей лекарственных средств в нашей стране”. Стоимость остается решающим фактором при выборе препаратов и у рядовых потребителей, и при осуществлении госзакупок. Опрос ВЦИОМ показал, что 77% жителей страны считают, что покупка лекарств наносит серьезный удар по семейному бюджету, 69% респондентов приходилось отказываться от препарата из-за его дороговизны. «Сдерживание цен хорошо для потребителя, но плохо для производителей, поскольку при таком подходе у них нет денег на развитие науки, разработку новых лекарств», – считает Л. Титова. За рубежом на создание 1 препарата расходуется $3-11 млрд. В России новые лекарства сейчас не разрабатываются. «Большая часть старых институтов закрылась, – рассказывает Титова. – Но еще остались некоторые подразделения, правда, разработкой новых лекарств они не занимаются, но отслеживают, какие препараты выходят из-под патента, чтобы приступить к производству дженериков. В конце прошлого века было изобретено множество новых препаратов, срок действия их патентов истекает в ближайшее время. Сейчас на рынке появится множество дженериков – их непатентованных аналогов. Не только в России, но и во многих других государствах лишь около 20% фармрынка составляют оригинальные препараты, остальное – дженерики. Число некоторых аналогов одного лекарства достигает 50 наименований. “Это неправильно, – считают эксперты. – Создается внутренняя конкуренция, начинается демпинг цен, что в итоге может повлиять на качество товара”. Лилия Титова считает, что к 2020 г. появятся лекарства, разработанные в России. Для этого необходимо объединить усилия различных организаций. “В стране уже развиваются фармацевтические кластеры, – говорит она. – Это удачное сочетание нескольких ресурсов – инфраструктуры, производства, научной базы, системы подготовки кадров, которое позволит продвигать отечественные разработки”.
«Российский фармрынок развивается по такой же схеме, как и в других государствах. Мы относимся к странам, которые наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов. Темпы роста таковы, что предположительно к 2015 г. войдем в первую десятку государств по объему фармрынка. Сдерживание цен, экономия бюджетных средств, слияние локальных компаний – все это характерно для стран с развивающимся рынком, в том числе для России». – говорит Мария Денисова, менеджер по оперативным вопросам российского представительства компании IMS Health.
В государствах со зрелыми рынками большее внимание уделяется вопросам оценки качества и лекарств, и медицинских технологий в целом. В большинстве стран работает система лекарственного страхования: государство возмещает гражданам часть средств, затраченных на приобретение препаратов. Эксперты уверены: такое будущее ждет и Россию. «Нам необходимо создать организацию, которая занималась бы оценкой технологий здравоохранения, – считает Андрей Куликов, ведущий научный сотрудник лаборатории фармакоэкономических исследований Первого Московского государственного медуниверситета им. И. М. Сеченова. – Другие вопросы: кто будет заниматься этими исследованиями и станет ли правительство прислушиваться к рекомендациям специалистов». “В 2013-2015 гг. нас ждут серьезные изменения, – говорит В. Добрецов. – Придет контрактная система. Будет введено лекарственное страхование. Нам предстоит научиться работать в новой системе”. (Городские новости/Химия Украины, СНГ, мира)