Рост контрабанды бензина и дизтоплива в Иране стал причиной обсуждений, связанных с очередным ростом цен на энергоносители в стране.
Парламент Ирана наложил запрет на выполнение второго этапа плана по отмене государственных субсидий на энергоносители. Первый этап плана по отмене субсидий был осуществлен в декабре 2010 г. Согласно этому этапу, одновременно с ростом цен на энергоносители в качестве компенсации на банковский счет каждого человека ежемесячно перечисляется 450 тыс. риалов (по рыночному курсу – $15). Сегодня в Иране 1000 куб. м газа стоит 700 тыс. риалов, продаваемый по квоте бензин – 3 тыс. риалов/л, продаваемый без квоты бензин – 7 тыс. риалов/л, продаваемое по квоте дизтопливо – 1500/л, литр продаваемого дизтоплива без квоты – 3500 риалов. Рыночный курс доллара в Иране составляет более 30 тыс. риалов. Таким образом, цены на газ, бензин и солярку в Иране (на свободном рынке) по сравнению, например, с соседней Турцией ниже в 18,73, 11,5 и 20,6 раза соответственно. Низкие цены на энергоносители способствуют росту контрабанды бензина и дизтоплива.
По официальной статистике, в 2009 г. (до начала первого этапа отмены субсидий) из Ирана контрабандным путем вывозилось 10 млн. л бензина и солярки в сутки. В 2011 г. эта цифра упала до 3 млн. л в сутки. Падение за последние 4 месяца иранского риала на 40% по сравнению с долларом увеличило разницу цен на энергоносители как внутри, так и за пределами страны. “Контрабанда энергоносителей различными средствами и путями интенсифицировалась, поэтому необходимо поднять цены на дизтопливо и бензин”, – сказал заместитель министра нефти Ирана Алирза Зейгами. 25 ноября 2012 г. Зейгами сказал, что в сутки из Ирана контрабандным путем вывозится 6 млн. л дизтоплива и 2 млн. л бензина в сутки.
Иранский парламент категорически запретил поднимать цены на бензин и солярку до 2013 г. (по иранскому календарю – до 20 марта 2014 г.). Чтобы довести цены на бензин и солярку до уровня 2011 г., цены необходимо поднять как минимум на 40%, ровно на падение курса риала.
По официальным статистическим данным, сегодня инфляция в стране составляет 26%. Даже по статистике, распространенной в декабре Международным финансовым институтом, инфляция в Иране составляет 50%. Значит, рост цен на энергоносители еще больше повысит уровень инфляции, а это создаст большие проблемы в основном для промышленного сектора. Под влиянием санкций промышленный сектор страны находится в плохом состоянии. По информации Международного валютного фонда, в 2012 г. в Иране экономическое развитие составило минус 0,9%. А Международный финансовый институт предполагает, что в 2012 г. иранская экономика упала на 3,5%. С другой стороны, разница в ценах на энергоносители внутри и за пределами страны настолько велика, что даже повышение цен на 40% вряд ли окажет заметное действие на уменьшение уровня контрабанды.
Таким образом, реализовывать или нет второй этап отмены субсидий, вероятно, еще очень долгое время так и останется темой споров между парламентом и правительством страны. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)