В результате заигрывания государства с переработчиками нефти в стране работает один НПЗ и один газоперерабатывающий завод. Оба источника нефтепродуктов в Украине – собственное производство и импорт – сегодня функционируют с перебоями. Единственный работающий в Украине НПЗ контролируется группой “Приват”. Операторы рынка все чаще говорят об угрозе передела и создании монопольного импортера нефтепродуктов.
Упущенная нефтепереработка
Из 6 украинских нефтеперерабатывающих заводов с апреля работает один – Кременчугский. Газовый конденсат перерабатывает государственный Шебелинский ГПЗ (Харьковская обл.). Примечательно, что и крупнейшая нефтедобывающая компания “Укрнефть”, и крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны Кременчугский контролируются группой “Приват”. Ее партнером является государство: 43% акций компании “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) и контрольный пакет “Укрнефти” (50%+1 акция). И хотя в Кременчуге есть третий акционер Александр Ярославский, именно “Приват” остается главным игроком рынка нефтепродуктов, сосредоточив в своих руках оперативное управление добывающей и перерабатывающей компанией.
Кроме того, днепропетровская группа располагает крупнейшей сетью розничной продажи моторного топлива из 1600 АЗС. Кременчугский НПЗ при полной загрузке мог бы обеспечить страну нефтепродуктами, но его нынешним реальным хозяевам это не нужно. Главная задача – обеспечить свои АЗС. Кременчугский завод перерабатывает украинскую нефть, продаваемую через аукционы Межбанковской валютной биржи, а также небольшие объемы импортной. За 11 месяцев 2012 г. Кременчуг переработал 2,838 млн. т, что на 1 тыс. т меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. При этом добыча “Укрнефти” за тот же период упала на 2,6% до 1,875 млн. т, а по Украине сокращение объемов добычи по сравнению с 11 месяцами 2011 г. составило 1,7% (2,189 млн. т).
Между тем, переработка нефти в стране за январь-ноябрь 2012 г. сократилась более чем в 2 раза до 4,26 млн. т. Главная причина – остановка в марте второго по мощности Лисичанского НПЗ (Луганская обл.). Российско-британская компания ТНК-BP объяснила свое решение нерентабельностью переработки российской нефти в Украине. Завод в Лисичанске не может конкурировать с другими НПЗ России, Беларуси и Казахстана после отмены экспортных пошлин в границах трех государств Таможенного союза.
С 2007 г., когда “Приват” вытеснил из Кременчуга российских акционеров, поставки нефти из этой страны на предприятие прекратились. Представители российской компании “Татнефть” пытаются добиться от Украины компенсации за потерянный пакет акций в $2,4 млрд. В 2009 г. на предприятие начались поставки азербайджанской нефти, которая поступала через Одесский порт и далее по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Для этого Приднепровская система была переведена в реверс, а традиционные поставки нефти компании “ЛУКойл” на принадлежащий ей Одесский НПЗ были заблокированы. С 2010 г. это предприятие простаивает. Херсонский нефтеперерабатывающий завод был остановлен в 2006 г. из-за низкой глубины переработки и необходимости масштабной модернизации. Предприятие купила трейдерская компания “Континиум”, но до сих не нашла средств на реконструкцию. По разным данным, на это необходимо потратить около $1,8 млрд. Два предприятия на западе Украины – НПЗ “Галичина” (НПЗ Дрогобычский) и “Нефтехимик Прикарпатья” – контролируются группой “Приват”, но простаивают из-за устаревшей технологии и отсутствия сырья. Времена, когда Прикарпатье считалось одним из основных нефтеносных регионов, безвозвратно прошли.
Господство группы “Приват” в переработке нефти сложилось вследствие нежелания государства проводить жесткую политику стимулирования модернизации отечественных НПЗ. Опыт других государств свидетельствует, что действенным может быть сочетание пряника в виде налоговых льгот для акционеров, которые инвестируют в модернизацию производства, и кнута в виде запрета на реализацию низкокачественных нефтепродуктов.
Еще в 2006-2007 гг. правительство Украины инициировало принятие льгот на импорт оборудования для НПЗ. Частично эти инициативы были приняты Верховной Радой. Но вот государственный кнут оказался игрушечным хлыстиком: сроки запрета на реализацию топлива стандарта Евро-2 по просьбам владельцев НПЗ неоднократно переносились. Последнее решение Министерства экономического развития и торговли предусматривает обязательный переход на стандарт Евро-3 лишь с 1 июля 2013 г. В невыгодной ситуации оказались Лисичанский и Одесский НПЗ, которые модернизировали производство, чтобы вовремя перейти на более экологичные стандарты “Евро-3” и “Евро-4”.
Между тем, в Беларуси оба нефтеперерабатывающих предприятия – Мозырский и Новополоцкий НПЗ – в 2011 г. перешли на “Евро-5”. “Беларусь инвестировала в свои два завода больше, чем все украинские вместе взятые”, – отмечает эксперт Дмитрий Марунич. Он констатирует, что время для модернизации отечественной нефтепереработки упущено. Впрочем, правительство в сентябре 2012 г. заявило о намерении защитить отечественных переработчиков и создать равные условия для НПЗ и импортеров за счет введения акцизов на ввозимое в страну топливо с 1 декабря 2012 г.
Пока это намерение правительства не реализовано. По расчетам экспертов, введение акциза в 100 евро/т привело бы к росту цены около 1 грн. на литре.
Импорт не панацея
Бензин и дизтопливо поступают в Украину из 6 государств. Ситуация в Украине после остановки Лисичанского НПЗ такова, что стало выгодно ввозить топливо даже из далеких Туркменистана и Израиля. С белорусских заводов сегодня в страну поступает основная часть импортных нефтепродуктов. Доля Беларуси в поставках на украинский рынок за 8 месяцев 2012 г. составила 46%. На отечественных производителей пришлось лишь 30%. При всех проблемах с украинской переработкой такая ситуация выглядит достаточно стабильной. В то же время маржа трейдеров за последние несколько лет существенно сократилась. “Крупные сети теперь зарабатывают на объемах продаж, а также на различных дополнительных услугах, предоставляемых на заправочных комплексах”, – утверждает президент “Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук. Он отметил, что диверсификация поставок за счет нескольких стран-импортеров стабилизирует рынок. “Наличие такого количества поставщиков и конкуренция между ними позитивно влияет на ценовую ситуацию”, – говорит Л. Косянчук. Он отметил, что в 2012 г. на украинском рынке появились значительные объемы контрабандного топлива. “300 тыс. т топлива, которое зашло в Украину как транзитное через Феодосийскую перевалку, осталось на территории Украины”, – считает он.
И хотя на ценовой ситуации это пока не отражается, операторы рынка все чаще говорят об угрозе передела рынка и создании монопольного импортера нефтепродуктов. Такие предположения возникли после ряда слабо мотивированных остановок в процессе прохождения таможенного контроля партиями нефтепродуктов в октябре-ноябре. Практически все крупные трейдеры заявили о задержке грузов. Сначала Гостаможня отрицала сам факт таких задержек, но позже объяснила их необходимостью контролировать качество товара. Как утверждали таможенники, только в Киеве можно достоверно установить октановое число поступающего в страну бензина. Чем вызвана необходимость его проверки для нефтепродуктов, поступающих с НПЗ, известных в Европе высоким качеством продукции, в службе объяснить не смогли.
Между тем, компания “Ромпетрол” – четвертый по объемам импортер – заявила о намерении отказаться от инвестиций в совместный проект с “Нафтогазом Украины” в $1 млрд. Причина – неоднократная задержка тамо-женниками барж с бензином в Херсонском порту. После вмешательства правительства конфликт удалось решить.
Но опасения относительно возможной монополизации остаются. Тревогу трейдеров усиливает пример смежного рынка сжиженного пропан-бутана, на котором компания “Газ Украина-2009” (Симферополь) в течение 2-3 лет смогла взять под контроль более половины объемов этого вида топлива.
Угроза монополизации импортных поставок может стать менее значимой
Угроза монополизации импортных поставок может стать менее значимой в случае демонополизации украинской нефтепереработки. Пока неизвестно, когда заработает Лисичанский НПЗ и чью нефть он будет перерабатывать.
После того, как российская госкомпания “Роснефть” в октябре 2012 г. договорилась с британскими и российскими акционерами ТНК-BP о выкупе их долей, ее менеджеры не озвучивали планов относительно украинского завода. Поэтому пока предприятие остается предметом вожделений украинских финансово-промышленных групп. В их числе – “Газ Украина-2009” и структуры Дмитрия Фирташа.
Примечательно, что львовский трейдер “Галнафтогаз”, изучавший возможность покупки Лисичанского НПЗ, кредит на приобретение не получил. Банки отказали, поскольку не смогли убедиться в окупаемости проекта. Эксперты сходятся во мнении, что стабильная работа Лисичанского завода возможна только в случае прихода на предприятие собственника со своими ресурсами нефти и возможностями политического лоббирования как в Москве, так и в Киеве. В обеих столицах уверенно чувствуют себя и топ-менеджеры “Роснефти”, и Дмитрий Фирташ. Но у украинского предпринимателя нет своего сырья.
А пока идут торги вокруг Лисичанска, государство могло бы прекратить пугать игроков рынка акцизами и разблокировать поставки сырья на Одесский НПЗ. Ведь в 2011 г. Приднепровская система прекратила качать сырье в Кременчуг. Пустует и нефтепровод Одесса – Броды. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)