К напольным покрытиям кабин самолетов дальнего следования предъявляются строгие требования, в том числе касающиеся безопасности. Эти требования распространяются и на продукты, используемые в изготовлении бортовых кухонь авиалайнеров. Технологи широко известных в резиновой промышленности компаний Metzeler Technical Rubber Systems GmbH (Эдинген-Неккархаузен, Германия) и дочернего предприятия североамериканского производителя деталей автомобилей Cooper Standard (Нови, США) в качестве альтернативы силиконовым покрытиям, до настоящего времени часто применявшимся в этой области, разработали напольные покрытия Duroflex и Durofloor – инновационные и надежные материалы. Эти новые легкие в укладке нескользкие продукты отличаются, в частности, отличной износоустойчивостью и противопожарными свойствами. Кроме того, они изготавливаются на основе не содержащего галогенов высоко наполняемого каучукового материала Levapren от компании-изобретателя синтетического каучука LANXESS.
Как рассказал Иоахим Бормут, в обязанности которого входит контроль качества в компании Metzeler, “кухни в самолетах должны быть особенно тщательно защищены от пожаров из-за наличия там электроприборов, таких как микроволновые печи и кофеварки, а также сосредоточения огромного количества электропроводов в замкнутом пространстве. Ко всему этому стоит добавить требования к хорошей износостойкости, устойчивости к загрязнениям, хорошему сцеплению с подложкой для сокращения риска споткнуться, а также легкости укладки покрытия и отсутствию шероховатостей”. “Требования авиакомпаний очень жесткие и включают успешное прохождение продуктами специальных испытаний на пожароустойчивость. Они часто совпадают с нормами FAR 25853 Федерального управления авиацией США, содержащими особые требования в отношения сопротивления скольжению”, – сказал Бормут. Производители комплексного оборудования часто выставляют свои требования к стабильности размеров, короблению и истиранию. Испытания на ударопрочность, например, проверяют, насколько напольные покрытия устойчивы к падению на них различных предметов. Также важно, чтобы предел прочности материала был достаточным для исключения его повреждений при укладке. “Нам также необходимо удостоверится, что при снижении давления в кабине на материале не образуются даже малейшие воздушные пузыри, – добавил Бормут. – Как вы видите, в авиации ко всему свои особые требования”.
До настоящего времени самым важным требованиям часто удавалось соответствовать, используя гибкие покрытия или жесткий ламинат, покрытый слоем силиконового каучука. Недостатком таких покрытий часто являлась низкая твердость по Шору, которая может стать результатом сравнительно быстрого износа и высокой чувствительности пола к падению острых предметов. Кроме того, такие покрытия не всем по карману. “Все это в 2002 г. побудило нас начать поиск альтернативных материалов и разработку новых продуктов”, – говорит Бормут. Материалом, который соответствовал требованиям его компании, стал в конечном итоге этиленвинилацетатный синтетический каучук Levapren концерна LANXESS.
И это, по словам Михаэля Хермана, специалиста по продукции бизнес-подразделения “Высокотехнологичные эластомеры” концерна LANXESS, хороший выбор: “Levapren идеален по многим параметрам: этот каучук не содержит галогенов, поэтому в случае пожара не выделяет едких кислотных газов. Это помогает аварийно-спасательному оборудованию дольше оставаться неповрежденным, увеличивая шансы спасения людей и материальных ценностей. При сгорании Levapren имеет низкую плотность дыма, что, в случае необходимости, облегчает эвакуацию. Для предотвращения таких чрезвычайных ситуаций в Levapren можно добавить большое количество неорганических огнезащитных наполнителей, которые не усложнят его переработку”.
Инженеры компании Metzeler остановили свой выбор на относительно полярной марке этого материала, выпускаемого в широком диапазоне степеней полярности, поверхности из которого легко очищаются от жирных пятен и других пищевых продуктов и почти не поддаются воздействию даже сильнодействующих чистящих средств. Несмотря на большое содержание наполнителя, он также соответствует высоким требованиям к низкой плотности, типичным для авиации. Кроме того, этот доступный по цене каучук обладает хорошей адгезионной способностью, которая не только обеспечивает безопасную и надежную укладку гибких полов Duroflex от Metzeler, но и делает возможным рентабельное производство более жесткого ламината Durofloor, не изменяя высоким стандартам качества. “И это неудивительно, так как Levapren также используется в качестве сырья в производстве адгезивов”, – отметил коллега Хермана из бизнес-подразделения “Высокотехнологичные эластомеры” концерна LANXESS Франк Ташнер. Этот материал перерабатывается в Metzeler в специальном каландре, известном как AUMA, позволяющем осуществлять одностадийную вулканизацию. В этом сложном процессе, требующем длительной точной настройки, опыт команды Metzeler в переработке синтетических каучуков находит отличное применение.
Levapren уже прошел боевое крещение в напольных покрытиях Duroflex и Durofloor от Metzeler: уже более полутора лет они используются в двух авиалайнерах, принадлежащих одной из ведущих авиакомпаний. “Мы очень довольны результатами летных испытаний, – говорит Иоахим Бормут, – пройдя суровые испытания, новые покрытия выглядят намного лучше многих своих силиконовых аналогов”.
LANXESS является ведущим концерном специальной химии. Штат сотрудников концерна насчитывает более 17100 человек в 31 стране. В состав концерна входят 48 производственных предприятий. Основными сферами деятельности LANXESS являются разработка, производство и продажа высокотехнологичных полимеров, каучуков, полупродуктов и специальных химических продуктов. Концерн включен в списки ведущих мировых индексов устойчивости: мирового индекса устойчивости Доу-Джонса (DJSI) и FTSE4Good. (Пресс-релиз LANXESS/Химия Украины, СНГ, мира)