Мэрии Уфы придется взять на свой баланс имущество обанкротившегося ОАО “Уфахимпром”, в том числе заводские очистные сооружения с высокой степенью износа. Администрация проиграла серию судебных процессов конкурсному управляющему банкрота. Решение судов оказалось для властей сюрпризом: в городском бюджете расходы на содержание проблемных активов, оцениваемые в 100 млн. руб., предусмотрены не были. Экологи считают, что ликвидация химического загрязнения на заводских объектах должна происходить за счет федерального бюджета. Стоимость этих работ оценивается в 2 млрд. руб.
О том, что власти Уфы готовятся исполнить решение арбитражных судов и принять на баланс муниципалитета часть непроданного на торгах имущества “Уфахимпрома”, объявил первый замглавы администрации Владимир Дмитрюк. Комментируя решение судов, он пояснил, что в соответствии с ними городу передаются проблемные активы завода, в том числе цех №41, где расположены очистные сооружения “Уфахимпрома”. Они откачивают зараженные химическими веществами сточные воды заводской территории, направляя их в шламонакопители и на очистные сооружения расположенных рядом нефтезаводов. Состояние заводского оборудования, по оценке Дмитрюка, “кроме как утилем не назовешь”. Затраты, которых потребует его содержание, чиновник не уточнил. Но намекнул, что в мэрии собираются минимизировать расходы. “Для нас пока главное – хотя бы не допустить в весенний паводок сброса загрязненных вод химпрома в р. Шугуровка, – отметил Дмитрюк. – Потому что на приведение очистных сооружений в нормальное состояние требуются огромные средства”.
Имущество банкрота решено передать в ведение муниципального унитарного предприятия “Специализированный Центр “Защита””.
Начальник городского управления гражданской защиты населения (УГЗ) Александр Сопин полагает, что ежегодно содержание цеха обойдется бюджету Уфы минимум в 100 млн. руб. В бюджете текущего года эти расходы не предусмотрены, добавил он и заметил, что в мэрии рассчитывают на поддержку регионального правительства.
В 2014 г. в администрации надеются получить финансирование из федерального центра. Региональное министерство природопользования и экологии направило в Минприроды РФ заявку на включение “Уфахимпрома” в федеральную целевую программу “Экологическая безопасность России”, пояснил Сопин. На мероприятия по санации цеха №41 и заводской территории требуется, по его данным, около 2 млрд. руб. Заявка была предварительно одобрена и проходит согласование в Минфине РФ, добавил собеседник.
ОАО “Уфахимпром” было признано банкротом в 2010 г. Фактически предприятие, производившее хлор, каустическую соду, эпоксидные смолы и хлорорганические соединения, прекратило деятельность в 2004 г. Этому предшествовала так называемая “фенольная катастрофа” в Уфе, когда в 1989 г. завод произвел аварийные выбросы нескольких сотен тонн фенола в р. Белая. По данным Минпроминноваций республики, в шламонакопителях предприятия хранится более 410 тыс. куб. м химических отходов. Зимой 2012 г. на заводе завершилось конкурсное производство: основная часть его недвижимых объектов была распродана, за исключением имущества цеха №41, где расположены очистные сооружения. Его стоимость на торгах оценивалась в 25 млн. руб., но они не состоялись из-за отсутствия заявок.
Принять активы банкрота на баланс муниципалитета мэрию обязали 3 инстанции арбитражного суда. Конкурсный управляющий “Уфахимпрома” Радик Газизов, обратившийся с иском в суд в феврале 2012 г., аргументировал исковые требования тем, что цех №41 относится к “социально-значимым объектам” и в случае ЧП представляет экологическую опасность для населения. В цехе, следует из материалов суда, расположены 208 объектов, в том числе здания насосных станций, склады, сооружения для накопления и отстаивания сточных вод. 23 января мэрия Уфы проиграла процесс управляющему в апелляционной инстанции, хотя пыталась доказать на процессе, что у города нет денег на содержание цеха и законодательство не относит такие объекты к категории социально значимых.
Председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов считает, что в конечном счете может оказаться, что практически все расходы, связанные с содержанием и ликвидацией последствий загрязнения на “Уфахимпроме”, лягут на городской бюджет. “Гарантий, что поступят деньги из федерального бюджета, нет, так как подготовленный региональным министерством проект санации еще не проходил госэкспертизу, – отмечает эксперт. – Кроме того, по моим данным, в нем есть существенные неточности. Например, отходы, скопившиеся на предприятии, квалифицируются по четвертому классу опасности, хотя в действительности соответствуют первому. Федеральные органы вполне могут отказать в финансировании, так как четвертый класс – это категория обычной свалки”.
Руководитель токсической программы “Гринпис Россия” Дмитрий Артамонов отмечает, что “ни один из уровней бюджета не финансирует такие экологические проекты в полном объеме”. “После того, как закрывается химическое предприятие, вопросы утилизации отходов копятся долгие годы и зачастую начинают решаться уже после того, как произойдет ЧП. Конечно, большую часть финансирования должен обеспечить федеральный центр, раз уж федеральные контрольные и надзорные органы допустили такую ситуацию. Перекладывать проблему на городские власти здесь, по меньшей мере, было бы неэтично”, – отметил Артамонов. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)