Несмотря на то, что европейская нефтепереработка переживает сегодня не лучшие времена, Эстония лелеет планы обзавестись собственным современным НПЗ. Воплощать мечту в жизнь самая северная из стран Балтии намерена с помощью российских нефтяников и украинских строителей.
Инициатором строительства НПЗ в Эстонии в последние годы выступает компания Tallinna Sadam – акционерное общество со 100%-ной государственной долей, управляющее рядом портов на балтийском побережье страны. Один из них – Палдиски, в районе которого задумано строительство нового завода. Этот проект эстонские портовики рассматривают, в первую очередь, как средство для удержания объемов перевалки нефтяных грузов, во вторую – как орудие для игры на европейском топливном рынке.
Идея строительства в Эстонии НПЗ средней мощности была затронута представителями Tallinna Sadam в 2010 г. Тогда она прозвучала, скорее, в риторическом ключе. Три года спустя компании пришлось не только вспомнить об этой затее, но и предпринимать шаги к ее реализации. За прошедшее время значительно изменилась конъюнктура на рынке транспортных перевозок в регионе. Из-за пуска Россией трубопроводной системы БТС-2 и нового порта в Усть-Луге только за 2012 г. Таллинский порт потерял порядка 6 млн. т нефтяных грузов и с беспокойством ожидает продолжения тенденции в 2013 г. В данной ситуации новый НПЗ мог бы стать неплохим шлюзом, останавливающим отток нефтеналива. Раз российским нефтяным компаниям уже не так важна Эстония при транзите нефти, то, возможно, она станет им интересной с точки зрения переработки сырья. Ориентировочная мощность будущего завода в Палдиски заявлена на уровне 6 млн. т нефти в год. Получается примерно тот же объем, который Tallinna Sadam потеряла из-за пуска Усть-Луги.
Другое дело, что на строительство завода даже при самых ударных темпах потребуется 4-5 лет, т. е. сегодня “ловить” российскую нефть все равно поздно – в 2010 г. было в самый раз. Но в ракурсе долгосрочной перспективы поздно все же лучше, чем никогда. К тому же у эстонцев перед глазами стоит пример Мажейкяйского НПЗ в соседней Литве, которому удалось найти свои ниши и на восточно-, и на западноевропейском рынках, и даже в США. А в балтийском регионе он вообще является монополистом по поставкам, удерживая примерно 3/4 всего опта. С точки зрения логистики Палдиски находится в более выгодной позиции, чем Мажейкяй, у которого нет прямого выхода к морю, а в доступе к трубе, ведущей из России, ему отказано несколько лет назад. Поэтому экономика переработки на эстонском НПЗ может оказаться лучше, чем у его литовского коллеги. Дело за малым – построить вожделенный объект в Палдиски, а на это потребуется, согласно предварительным расчетам, $4,2 млрд., т. е. около половины годового бюджета Эстонии. Правда, с первой очередью можно вложиться в $1,5 млрд.
Такие суммы подъемны только для российских компаний, у которых пока не пропало желание «рубить окно» в Европу. Для них НПЗ в Эстонии – это вступительный билет на рынок ЕС. Впрочем, не обязательно в Эстонии. Именно российские нефтяники выступили в качестве главных претендентов на покупку 5 нефтеперерабатывающих заводов обанкротившейся в 2011 г. швейцарской компании Petroplus. Два из них в 2012 г. выкупила компания Gunvor, принадлежащая российскому бизнесмену Геннадию Тимченко. В то же время, исполнительный директор Gunvor Торбьерн Торнквист считает, что европейский рынок сегодня перенасыщен НПЗ, поэтому многим из них в ближайшее время придется бороться за выживание и даже закрыться. Частично его слова подтверждаются динамикой снижения маржи предприятий нефтеперерабатывающей промышленности ЕС. В IV квартале 2012 г., согласно подсчетам British Petroleum, она упала более чем на 20% от показателя III квартала. Правда, маржа все же, чем была в 2011 г. Например, в регионе Северо-Запада (куда входит и Эстония) средняя маржа НПЗ на конец 2012 г. составляла $15 на барреле, тогда как на протяжении 2011 г. она держалась в интервале $11-12/барр.
Против проекта в Палдиски играет и тот факт, что процесс строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей в Европе практически прекращен. Зачем что-то строить с нуля, если легко можно купить готовый НПЗ? Предложение довольно велико. Те 2 завода, которые приобрела Gunvor, – в Антверпене (Бельгия) и Ингольштадте (Германия) – обошлись ей меньше, чем в $1 млрд. По сути, единственный крупный проект, заявленный в последнее время к реализации, – это строительство азербайджанской компанией SOCAR нового НПЗ в турецком Измире (перерабатывающая мощность – 10 млн. т/год, капиталовложения – $6 млрд.). Но это уже не совсем Европа. Да и сам измирский завод будет больше с нефтехимическим, чем с топливным уклоном.
Планируемый к строительству НПЗ в Палдиски имеет четкую топливную ориентацию, причем с выраженным дизельным акцентом. Концепцию его строительства, функционирования и окупаемости разработала украинская корпорация “Донбассмонтажспецстрой” (ДМСС), с которой Tallinna Sadam подписала договор о намерениях по совместному продвижению этого проекта. Почему именно с ней, остается загадкой. Эстонская пресса воспринимает ДМСС как инвестора с тугим кошельком. Но ее деловые партнеры в Таллине должны понимать, что донецкая прописка еще не означает неограниченность финансовых ресурсов. В области промышленного строительства “Донбассмонтажспецстрой” является довольно известной фирмой, но не до такой степени, чтобы ворочать миллиардами. Опыт операционного управления инвестиционными проектами у нее отсутствует, да и преимущественное большинство выполненных ранее корпорацией монтажно-строительных работ касалось объектов металлургии, а не нефтехимии.
Тем не менее, в декабре 2012 г. генеральный директор ДМСС Олег Суханов презентовал перед представителями Tallinna Sadam, мэрии Палдиски, эстонскими отраслевыми экспертами план строительства нового НПЗ, который был воспринят с воодушевлением. По словам руководителя Tallinna Sadam Айна Кальюранда, этот проект важен не для одной компании, а для всей эстонской экономики, поскольку затронет значительную часть логистического сектора страны. Портовики готовы обеспечить своими силами дноуглубительные работы и сооружение нового причала в южной бухте Палдиски для обслуживания танкеров. В то же время коммерческий директор Tallinna Sadam Эрик Рингмаа заметил, что компания ведет переговоры по поводу строительства НПЗ и с альтернативным инвестором, если “с украинцами что-то не получится”. Олег Суханов убежден, что получится. Во время визита в Таллин он заявил, что в скором времени донецкая корпорация намерена открыть эстонское представительство и в этом году начать строительные работы на площадке возле Палдиски. Согласно расчетам украинской стороны, если приступить к строительству сейчас, то в 2016 г. завод начнет приносить прибыль, а полностью вложения в проект окупятся на седьмом году его реализации. На первом этапе ДМСС предлагает построить на НПЗ блок атмосферной трубчатки (ЭЛОУ АТ-6), эксплуатация которого позволит получать дизтопливо, прямогонный бензин и мазут. Постепенно доукомплектовывая предприятие новыми блоками, предлагается выйти на производство товарных бензинов, сжиженного газа и специальных топливных компонентов, доведя глубину переработки до 92-94%. Однако ДТ всегда будет оставаться ключевым продуктом для завода. Проектная мощность его выпуска составляет около 2 млн. т/год, но при наличии спроса может быть увеличена вдвое. По мнению инициаторов стройки, “дизелизация” транспорта в Европе будет усугубляться, с учетом этого следует проектировать НПЗ. На это же указывает статистика на рынках стран Балтии: в 2012 г. там потребление дизтоплива более чем в 2 раза превышало потребление бензина.
ДМСС сообщила, что к участию в проекте строительства нового завода намерена привлечь 6 украинских и 1 российскую компании, но, судя по всему, имеются в виду дочерние структуры самой корпорации (их примерно 7 штук и набирается). Из сторонних организаций приглашены пока северодонецкий “Химпроект” на роль главного проектанта и специалисты из немецко-австрийской проектно-инжиниринговой группы EDL. Однако реального инвестора, который будет оплачивать все задумки, ни эстонцы, ни украинцы не называют. Либо его нет, либо он предпочитает прикрываться ширмой “Донбассмонтажспецстроя”. По одной из версий, проектом нефтепереработки удалось заинтересовать самого богатого эстонца по версии Forbes Хиллара Тедера. Но прямых доказательств у этого предположения нет. Можно разве что вспомнить, что в 2011 г. Тедер неожиданно был назначен членом наблюдательного совета Tallinna Sadam. При этом до сих пор он не светился среди нефтяных игроков. Основа его бизнеса – управление недвижимостью, но костяк этой недвижимости находится как раз в Украине. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)