Трейдеры надеются получить разовое разрешение на экспорт около 50 тыс. т бензина (поскольку экспорт нефтепродуктов в республике запрещен с 2010 г.), чтобы “разгрузить” затоваренный внутренний рынок. Просьба связана с избыточными запасами бензина марок А-80 и А-92 в хранилищах НПЗ из-за низкого спроса на них прошедшей зимой. По данным участников рынка, к концу февраля резервы А-92 на нефтебазах достигли 220 тыс. т по сравнению со 155 тыс. т в конце января. Запасы А-80 за этот период выросли на 15 тыс. т до 65 тыс. т. Хранилища и региональные нефтебазы Павлодарского НХЗ затоварены бензином А-92, Атырауского НПЗ – А-80.
По мнению трейдеров, правительство, скорее, ограничит импорт топлива, чем выделит адресные квоты на экспорт. С начала года в Казахстане обсуждается возможность квотирования или увеличения налоговой нагрузки на импорт нефтепродуктов из России.
Весной 2011 г., чтобы избежать затоварки, правительство Казахстана выделяло адресные квоты на экспорт светлых нефтепродуктов – компаниям “КазМунайГаз Переработка и Маркетинг”, Petrokazakhstan, Litasco, Refinery Company RT и “Сан Ойл” было разрешено вывезти 145 тыс. т дизтоплива в Афганистан. Однако фактический объем экспорта составил около 90 тыс. т, поскольку правительство спустя 2 месяца отозвало квоты, сославшись на повышение спроса в период посевной кампании.
В 2012 г. казахстанские НПЗ произвели 2,9 млн. т бензина (+3,5% к 2011 г.). Импорт бензина из России в 2012 г. вырос на 51% до 1,4 млн. т. В 2013 г., по расчетам Министерства нефти и газа республики, потребление бензина в Казахстане вырастет примерно до 4,4 млн. т, из которых 3 млн. т будут обеспечены за счет внутреннего производства, 1,4 млн. т – за счет поставок бензина из России и Китая.
По данным Миннефти Казахстана, переработка нефти на НПЗ республики в 2012 г. составила 14,2 млн. т, что на 3,6% больше, чем в 2011 г.
По данным Агентства Республики Казахстана по статистике, в 2011 г. общее потребление нефтепродуктов в стране составило 13,15 млн. т. Из них бензина – 4,19 млн. т, дизельного топлива – 5,53 млн. т, топочного мазута – 2,51 млн. т, керосина – 409 тыс. т, сжиженного пропана и бутана – 516 тыс. т.
Однако на рынке периодически фиксируется дефицит высокооктанового бензина, который, по некоторым оценкам, составляет до 40% и пока замещается российскими поставками. В октябре 2012 г. с целью стабилизации ситуации на рынке выскооктановых бензинов Казахстан начал толлинговые поставки нефтепродуктов из Китая, соответствующих требованиям Евро-3.
Мощности казахстанских НПЗ в настоящее время не в состоянии обеспечить потребности внутреннего рынка в топливе, поскольку на предприятиях осуществляется модернизация, завершить которую планируется к 2015-2016 гг.
Из-за дефицита бензина в Казахстане с весны 2010 г. введен запрет на вывоз нефтепродуктов. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)