На технологической конференции национального нефтегазового форума, посвященной развитию нефтеперерабатывающего комплекса России, руководитель по стратегии и развитию бизнеса Энергетического центра бизнес-школы Сколково Антон Рубцов представил доклад на тему “Сценарии развития нефтепереработки в России: создается ли добавочная стоимость?”. Эксперт отметил, что существующая система таможенных пошлин стимулирует избыточную переработку нефти за счет субсидирования из-за разниц ставок пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом он обратил внимание на то, что возможности маневра в области снижения субсидии переработки ограничены из-за опасности возникновения дефицита автобензина и из-за принятых Россией обязательств при вступлении в ВТО. “В настоящее время существует перекос в сторону стимулирования строительства установок гидрокрекинга, направленных на производство дизельного топлива. При реализации текущих планов модернизации сложится неоптимальная конфигурация отрасли – продолжится “разрушение” стоимости и будет ограничено пространство для маневра по снижению госсубсидии”, – отметил эксперт. При этом страна продолжит балансировать на гране дефицита бензина при существенном избытке первичных мощностей. По мнению Рубцова, пока нефтепереработчики не имеют четких долгосрочных сигналов в отношении операционной доходности переработки, они не могут принять оптимальные инвестиционные решения. Кроме того, пока маржа переработки находится выше европейского уровня даже при более простой конфигурации НПЗ (за счет государственных субсидий), бурного развития новых технологий, которые обсуждались на форуме, ждать не приходится.
Докладчик сделал вывод о том, что в среднесрочной перспективе необходимо системное реформирование таможенных пошлин. Для выстраивания долгосрочной государственной политики по развитию нефтепереработки необходимо в рамках отраслевых стратегических документов задать оптимальное направление модернизации и развития транспортной инфраструктуры. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)