Как сообщается в аналитическом отчете шинного холдинга “Кордиант”, в 2012 г. рынок шин в натуральном выражении вырос на 9,5% по сравнению с 2011 г. – до 61 млн. шин. В денежном эквиваленте емкость рынка составила 268 млрд. руб., увеличившись на 16%. Годом ранее шинный рынок РФ в натуральном выражении вырос на 30%, в денежном выражении – на 51%. В 2012 г. импорт шин вырос на 16,7% и составил 30,4 млн. штук. Аналитики отмечают, что политика зарубежных игроков в 2012 г. не была такой агрессивной, как в предыдущий период, несмотря на необходимость перераспределения объемов продукции между рынками в связи с рекордным падением спроса на рынках Европы и США. Поставки из стран Азии (Китай, Корея) увеличились в 2 раза. В 2013 г. “Кордиант” прогнозирует рост импорта шинной продукции, прежде всего из стран Азии, на фоне вступления в действие обязательств РФ в ВТО по снижению ввозных таможенных пошлин.
В 2012 г. было зафиксировано снижение экспортных поставок из России на 3,5%. По мнению аналитиков, это обусловлено растущими потребностями внутреннего рынка. Среди основных товарных групп рынка наибольший рост продемонстрировал сегмент легковых шин, который увеличился на 12,5% составил 46,7 млн. шин. Сегменты грузовых и легкогрузовых шин выросли на 1% и 3% соответственно. Спрос на шины для спецтехники сократился на 0,7% за счет снижения продаж шин на мелкую спецтехнику. Кроме того, снижение произошло в сегменте сельскохозяйственных и индустриальных шин. По итогам года опережающие темпы роста показала продукция премиального ценового сегмента – на 24% в натуральном выражении. Рост сегмента А обусловлен, прежде всего, возросшим объемом выпуска продукции Nokian в связи с пуском новых производственных линий в 2012 г. Рост сегмента В составил около 17% по отношению к предыдущему периоду. Спрос на продукцию низшего ценового сегмента С на растущем рынке сократился на 8%. Структура рынка шин в разрезе ценовых сегментов по итогам года следующая: А – 35%, В – 38%, С – 27%.
Структура основных игроков рынка шин в 2012 г. претерпела некоторые изменения. Тройку лидеров покинул Amtel. Стратегия новых владельцев, частичное сокращение мощностей и их модернизация под производство шин премиум-класса привели к падению доли продукции Amtel на 5 п. п. В лидерах по-прежнему остаются российские производители: “Кордиант”, “Нижнекамскшина”, а также Nokian, увеличившая объемы производства и присутствия на рынке РФ, Yokohama и Michelin, чьи заводы функционируют на территории России. Незначительно уступила позиции Bridgestone.
В 2013 г. ожидается сохранение тенденции роста рынка, однако более скромными темпами по отношению к 2012 г. – 3,5-4% в год, отмечают аналитики. На фоне вступления в действие обязательств РФ в ВТО по снижению ввозных таможенных пошлин ожидается рост импорта шинной продукции, прежде всего из стран Азии. Консолидация усилий российской шинной отрасли для принятия защитных мер позволит сократить растущий дисбаланс импорта-экспорта и защитить российских потребителей от некачественной продукции. (rupec.ru/ИТАР-ТАСС/Химия Украины, СНГ, мира)