В “целях сохранения стабильности внутреннего рынка ГСМ и поддержания отечественных НПЗ” в правительстве готовится поручение АО “НК “Казахстан Темир Жолы” ограничить поставки нефтепродуктов из России. В частности, бензина Аи-80 – до 31 декабря, дизельного топлива – до 1 октября, бензина АИ-92, Аи-95 – до 1 июля 2013 г. Предполагается, что данная мера позволит решить вопрос разгрузки хранилищ НПЗ. Пойдя таким путем, власти загонят в тупик всю розничную продажу нефтепродуктов в стране. Выживут только АЗС, аффилированные с такими крупными поставщиками нефтепродуктов, как НК “КазМунайГаз”, ТОО “SINOOIL”.
Пытаясь освободить хранилища НПЗ от нефтепродуктов, в правительстве упускают другую сторону вопроса – создание ряда проблем, ведущих к дестабилизации топливного рынка республики. Среди этих проблем следует отметить:
– спекулятивный рост цен на топливо, в том числе и завезенное ранее. Так, если сегодня мелкооптовые партии с нефтебаз закупаются по $750-800/т, то после введения ограничений возможен рост до $900 с поэтапным достижением цен розницы. Крупные, не попадающие в квоту потребители (АО “Алюминий Казахстана”, АО “ССГПО”), чтобы не останавливать производство, начнут скупать топливо по повышенным ценам, тем самым создавая его дефицит;
– временное закрытие поставок вынудит российских поставщиков переориентироваться на другие рынки сбыта, не факт, что после открытия границ они захотят вернуться;
– усугубление ситуации с дизельным топливом, дефицит которого с началом посевных работ уже ощущается;
– рост цен на топливо приведет к падению его качества, поскольку спровоцирует рост “разбодяживания” низкооктановых марок бензина.
Реализация проекта переработки казахстанской нефти в Китае с последующим возвратом продуктов переработки в Казахстан проблем местного топливного рынка не решит, но сформирует его зависимость от Китая. Таким образом, намечаемое Министерством нефти и газа ограничение поставок российских нефтепродуктов осложнит и без того непростую ситуацию на топливном рынке страны. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)