Строительство полного комплекса нефтепереработки в Чечне может обойтись “Роснефти” в 78,3 млрд. руб. ($2,5 млрд.), говорится в материалах компании, размещенных на ее сайте. Планируется, что завод мощностью 1 млн. т будет вводиться двумя очередями. Пуск первой очереди c глубиной переработки 65% ожидается в IV квартале 2015 г. Пуск второй очереди (95% переработки) намечен на III квартал 2018 г. НПЗ будет выпускать нефтепродукты класса “Евро-5” – 478000 т бензина и 400000 т дизтоплива в год. Представитель “Роснефти” не пояснил, с чем связано увеличение бюджета проекта, и других деталей не раскрыл.
Смета явно завышена, считает аналитик ИФК “Солид” Дмитрий Лукашов. Получается, переработка 1 барр. обойдется в $344, подсчитал он. Недавно “Роснефть” приобрела нефтеперерабатывающие мощности в Европе гораздо дешевле – около $20-25 за 1 барр.
Ранее “Роснефть” планировала более скромные затраты, но указывала инвестиции только в первую очередь НПЗ – 17 млрд. руб. Строительство этого завода задумывалось еще при экс-президенте “Роснефти” Сергее Богданчикове и должно было начаться в середине 2011 г.
Информация об увеличении инвестиций в Чечню появилась после того, как в апреле Кадыров заявил, что “Роснефть” не выполняет своих обязательств перед республикой. По его словам, подконтрольный госкомпании “Грознефтегаз” добывает около 1 млн. т нефти в год, не создает дополнительные рабочие места, а существенно их сокращает. К тому же, по его словам, компания не платит налоги в республиканский бюджет. “Нас такая ситуация не устраивает. Поэтому еще раз призываю компанию повернуться лицом к проблемам нефтяной отрасли Чечни”, – заявил он, пригрозив в противном случае “принять меры”. Сейчас с представителями “Роснефти” “есть диалог”, сказал пресс-секретарь Кадырова Альви Керимов. По его словам, мощности НПЗ при необходимости могут быть расширены. “Сейчас хотим перерабатывать нефть, добываемую в Чечне, но можно было бы закупать дополнительные объемы в других регионах”, – сказал он. При этом завод будет ориентирован не только на внутреннее потребление республики, но и на соседние регионы. По словам Керимова, строительство НПЗ позволит исключить транспортные расходы из стоимости бензина, который сейчас в Чечне дороже, чем в других нефтедобывающих регионах, а также даст рабочие места и увеличит сборы налогов.
По данным ИАЦ “Кортес”, стоимость топлива в Северо-Кавказском регионе на 2-3 руб. ниже, чем в среднем по стране. Заместитель гендиректора “Алгоритм. Топливный интегратор” Виктор Костюков связывает это с низким спросом на топливо и большим количеством самопального бензина. В 2012 г. в республике было реализовано 49600 т бензина и 11100 т дизеля, но эти цифры не учитывают нелегальное топливо, уточняет заведующая отделом анализа и маркетинговых исследований “Кортеса” Ирина Боград.
При таком объеме потребления наверняка нефтепродукты будут поставляться в соседние регионы, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но в любом случае проект политический, уверен он. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)