Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Министерство энергетики (Минэнерго) совместным приказом утвердили минимальную величину продаваемых на бирже нефтепродуктов и требования к биржевым торгам, в ходе которых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, заключаются сделки с нефтепродуктами. Как пояснили в антимонопольном ведомстве, указанные требования ранее были утверждены совместным приказом ФАС и Минэнерго от 31 января 2013 г.
В ФАС поступило письмо Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), где указывалось на то, что ограничение на заключение сделок на основании встречных заявок, поданных одним участником биржевых торгов, может оказать влияние на ликвидность биржевого рынка и воспрепятствовать развитию товарно-биржевой торговли. Кроме того, в антимонопольный орган поступили обращения ряда вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и НП “Совет по товарным рынкам” с предложениями о пересмотре положений, устанавливающих требования к минимальной ликвидности биржевых торгов нефтепродуктами. Так, требованиями было установлено, что на биржевых торгах реализация нефтепродуктов доминирующими хозсубъектами, а также лицами, входящими в одну группу лиц с ними, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет этих лиц, осуществляется в объеме, превышающем для автомобильного бензина 8% от совокупного объема производства, для дизельного топлива – 4%, для топлива для реактивных двигателей – 8%, для мазута – 1,6%. На межведомственном совещании по вопросам развития торговли углеводородами под председательством министра энергетики РФ Александра Новака было принято решение о целесообразности доработки редакции совместного приказа ФАС и Минэнерго от 31 января 2013 г. с учетом позиций ФСФР и участников рынка.
Утвержденные новым совместным приказом ФАС и Минэнерго от 30 апреля 2013 г. требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, не предусматривают запрет на заключение сделок на основании встречных заявок, поданных одним участником биржевых торгов. Такие сделки будут исключаться из расчета минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, который установлен для каждого занимающего доминирующее положение хозсубъекта, и расчета стартовой цены.
Требования к минимальной ликвидности биржевых торгов сохранены, поскольку установлены на более низком уровне по отношению к величинам, которые предусмотрены для каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (8% и 10% объема внутреннего потребления нефтепродуктов соответственно). Кроме того, в расчет минимальной ликвидности биржевых торгов включены нефтепродукты, которые реализуются на биржевых торгах и составляют запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого ВИНК.
Совместный приказ ФАС и Минэнерго от 30 апреля 2013 г. направлен на государственную регистрацию в Минюст России. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)