Правительство поддержало вариант повышения акцизов на топливо Евро-4 и Евро-5, который предложило Минэнерго, сообщил министр энергетики Александр Новак. Министерство финансов предлагало другие темпы роста акцизов. “На Евро-5 еще примерно на 2 тыс. руб. с тонны ($64) по сравнению с теми, которые были утверждены. А на Евро-4 – еще на 1,3 тыс. руб. ($41,4), – пояснил А. Новак. – Мы считаем, что менять правила неверно. Акцизы были утверждены давно на долгосрочную перспективу, чтобы создать стимул для перехода к производству более экологичных видов моторных топлив. Правильнее было бы ничего сейчас не менять в рамках акцизов”. По мнению министра, Минфин вышел с такими предложениями для снижения расходов дорожного фонда и позитивных результатов политики по дифференциации акцизов. Здесь акцизы на тонну топлива класса Евро-3 на 5 тыс. руб. ($160) выше, чем на Евро-5. Соответственно выгоднее производить Евро-5, потому что фактически ценообразующим на рынке является Евро-3. “Предприятия, видя такую долгосрочную перспективу, более быстрыми темпами реконструировали нефтеперерабатывающие заводы, ввели новые установки. Применили дополнительные присадки, которые позволили перейти с 4 на 5 класс или с 3 на 4. Это дополнительные затраты, но они позволяют в пределах разницы в акцизах окупать проекты. Были вложены инвестиции, которые позволили более быстрыми темпами перейти к выпуску высокоэкологичных классов”, – сказал А. Новак.
Министр энергетики сообщил, что в структуре производства топлива на НПЗ произошли изменения в связи с введением дифференцированных акцизов. “Планировалось, что всего в 2013 г. будет выпущено около 35 млн. т бензина. По Евро-5 ожидались 5,6 млн. т, а по факту будет где-то 16,5. По Евро-4 планировали 20 млн. т, будет – около 10 млн. т. Евро-3 – около 10 млн. т, будет выпущено около 8 млн. т”, – рассказал Александр Новак. По его мнению, изменения произошли потому, что были созданы специальные мотивирующие условия. “Это хорошо, потому что население будет дышать другим воздухом, в экологическом топливе гораздо меньше выбросов вредных веществ. Для этого и делали дифференциацию акцизов”, – считает Новак.
В апреле 2013 г. Минфин РФ предлагал увеличить акцизы на бензин 4 и 5 классов для пополнения дорожных фондов. По мнению главы ведомства Антона Силуанова, в настоящее время ставки акцизов на бензин этих классов ниже, чем на бензин более низких классов. Разница между уровнями акцизов была установлена для того, чтобы стимулировать переход на производство и продажу бензина более высокого класса. Минэнерго России высказывалось против идеи Минфина о повышение акцизов на бензин Евро-4 и Евро-5. По мнению министра энергетики Александра Новака, “пересматривать решения по акцизам нецелесообразно, поскольку инвестиционные решения компании принимали исходя из ранее принятых правил”. Такие подходы могут негативно повлиять на инвестиционный климат, считают в Минэнерго. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство РФ выступает за незначительное повышение акцизов на бензин класса Евро-4 и Евро-5. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)