1 июля 2013 г. закончилось действие ДСТУ 4063-2001 “Бензины автомобильные. Технические условия” и ДСТУ 3868-99 “Топливо дизельное. Технические условия”. Это следует из приказа Министерства экономического развития и торговли. Таким образом, в настоящее время в Украине действуют только ДСТУ 4839:2007 “Бензины автомобильные повышенного качества” и ДСТУ 4840:2007 “Топливо дизельное повышенного качества” (во многом соответствуют требованиям EN228 и EN590). Это означает, что немалый объем нефтепродуктов, поставляемых в Украину, автоматически оказался вне закона.
В частности, с 1 июля запрещено производить и продавать с заводов, а также импортировать бензин А-76/80. Данная позиция исчезла из официального прайс-листа Кременчугского НПЗ “Укртатнафта”. Между тем, продажа низкооктана, закупленного розничными операторами до 1 июля, разрешена по действующим сертификатам.
“Мы сформировали определенные запасы А-76/80, будем пока продавать эти объемы. Надеемся, что скоро правительство пролонгирует его оборот”, – отметил представитель одной из крупных сетей АЗС. “Низкооктан мы пока не импортируем, будем полагаться на наши запасы”, – сказал другой ритейлер.
Однако наиболее массовой позицией, которая оказалась под запретом, является российское дизельное топливо, поставляемое по трубопроводу ДП “Прикарпатзападтранс”. Данный продукт отвечает стандарту Евро-3 (содержание серы 350 ppm). Объем данных поставок достигает 100 тыс. т в месяц, что составляет 20-25% от среднемесячного потребления дизтоплива Украиной. По оперативным данным, прокачка топлива 1 июля продолжалась.
За рамками действующих стандартов прогнозируемо оказался Шебелинский ГПЗ ПАО “Укргаздобыча” (входит в структуру НАК “Нафтогаз Украины”), продукция которого также не соответствует новым ДСТУ. Как сообщалось ранее, в связи с ожидаемым ужесточением стандартов качества компания была вынуждена перенаправить сырье июльской добычи на аукцион, а работа предприятия будет остановлена. Однако в конце июня министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил о том, что Кабинет министров Украины в течение месяца определится с вопросом продления сроков действия стандартов качества топлива Евро-3. Министр отметил, что Шебелинский ГПЗ не будет простаивать из-за технической неспособности выпускать топливо качества стандартов Евро-4 и Евро-5.
В скором времени планируется принятие Техрегламента, согласно которому, оборот бензинов и дизельного топлива, соответствующих экологическому классу Евро-3, будет продлен до 31 декабря 2015 г. Предыдущая версия Техрегламента предполагала оборот топлива (как бензинов, так и ДТ) экологического класса Евро-3 до 31 декабря 2016 г., Евро-4 – до 31 декабря 2020 г. При этом оборот топлива Евро-5 во времени не ограничен.
По имеющимся данным, на сегодняшний день документ находится в Кабинете министров Украины, который должен ввести его в действие своим постановлением. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)