Министерству доходов и сборов Украины и правительству в целом необходимо детально изучить эффективность для государства, потребителей и госбюджета программы по выпуску так называемых альтернативных топлив. Согласно действующему законодательству, топлива, в которых более 30% приходится на неуглеводородные компоненты (как правило, спирты), освобождаются от уплаты акцизного сбора, а их производители наделяются льготами по целому ряду налогов. Однако эффективность данной программы остается неизвестной. Рынок альтернативных топлив продолжает быть крайне непрозрачным, объемы выпуска данных нефтепродуктов нигде централизованно не учитываются и должным образом не контролируются.
По мнению аналитиков “Консалтинговой группы А-95”, предоставление больших льгот при выпуске спиртсодержащих топлив все чаще используется для ухода от налогообложения. “Производство биоэтанола уже несколько лет как растет и составляет около 50 тыс. т в год, однако число автозаправок, торгующих “альтернативным” бензином, видно невооруженным глазом”, – говорит Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95”.
Из выпускаемого сегодня биоэтанола с использованием льготы можно произвести порядка 150 тыс. т альтернативного топлива, тогда как, по оценкам экспертов, физические объемы реализации под видом “альтернативных” бензинов составляют не менее 250 тыс. т/год. “Мы согласны с мнением специалистов Минэкономразвития об отсутствии значительного снижения потребления бензина в Украине, а данные Госкомстата о сокращении продаж бензина в первом полугодии 2013 г. на 6,6%, или на 131 тыс. т, связываем с ростом объемов так называемых альтернативных топлив, которые не учитываются официальной статистикой”, – говорит С. Куюн. Таким образом, объем псевдоальтернативных топлив в 2013 г. составит не менее 100 тыс. т.
В целом эксперты “А-95” считают, что программа стимулирования выпуска альтернативных нефтепродуктов оказалась неэффективной и на сегодня преимущественно служит для оптимизации налогообложения в топливной сфере. Отношение потребителей к данной продукции остается спорным, так как при меньшей стоимости расход этого топлива по сравнению с традиционным выше на 10-20%. Между тем, ни один из производителей таких топлив не провел масштабных научных исследований с привлечением автомобилестроителей по изучению влияния этого топлива на двигатели при долгосрочном использовании.
“С принятием в 2012 г. закона об обязательном использовании 5% топливного биоэтанола в бензинах с 2014 г. целесообразность программы альтернативных топлив полностью исчезает. Эта программа сгенерировала производство 50 тыс. т биоэтанола в год, тогда как закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензины с 2014 г. создает ежегодный спрос на 225 тыс. т этого компонента”, – говорит С. Куюн. (ООО “Консалтинговая группа А-95″/Химия Украины, СНГ, мира)