В ближайшее время два лидирующих нефтяных предприятия страны – “Укрнафта” и “Укртатнафта” – могут сменить куратора, что станет еще одной вехой формирования новой донецкой бизнес-империи.
Днепропетровский “Приват” официально никогда не возглавлял список крупнейших групп в стране, зато универсальность связей его основателей позволяла развиваться во все времена. Но сейчас Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов рискуют утратить контроль над столпом своего бизнеса – нефтяным крылом. Основание для этого появилось в конце августа, когда Кабмин одобрил законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности”. Согласно этому документу в органы управления хозяйствующих субъектов с государственной долей будут вводиться независимые директора. Из пояснений автора нововведения, Минэкономразвития, следует, что таким образом правительство рассчитывает усилить контроль над госсобственностью.
В подавляющем большинстве случаев менеджеры представляют в компании не интересы государства, от имени которого они назначены, а своих покровителей. Группа “Приват” годами удерживает контроль над нефтедобывающей “Укрнафтой” и нефтеперерабатывающей “Укртатнафтой”, которые наполовину принадлежат государству. Увеличение количества представителей государства вряд ли решит проблему качества государственного менеджмента, зато введение должностей независимых директоров поспособствует перераспределению контроля над гособъектами. Отодвинуть “Приват” от управления “Укрнафтой” и “Укртатнафтой” независимые директора могут благодаря своим полномочиям – они будут контролировать основные направления деятельности компании и анализировать совершаемые ею сделки, а после – инициировать увольнение ее высшего управленческого звена.
С формальной точки зрения Кабмин и раньше мог через НАК “Нафтогаз Украины”, владеющую 50% “Укрнафты”, поднять вопрос о смене руководства последней. Но настаивать на утверждении своей кандидатуры правительство не могло. В 2010 г. в устав нефтедобывающей компании были внесены изменения, распределившие сферы оперативного влияния на компанию со стороны “Привата” и “Нафтогаза”. “Простое большинство членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества, в том числе главы этих органов, избирается из кандидатов, предложенных НАК. Председатель правления и остальные члены ревизионной комиссии и наблюдательного совета избираются из кандидатов, предложенных большинством голосов миноритарных акционеров “Укрнафты”, – гласит устав. Независимые директора не могут изменить это правило, но их полномочия позволяют как минимум уравновесить влияние “Привата” и Кабмина на “Укрнафту”. Де-юре такое перераспределение должно сыграть на руку государству, влияние которого на обе нефтекомпании ограничивается редкой выплатой дивидендов. Но по факту основные плоды, вероятнее всего, достанутся бизнес-группе из окружения президента, которая до последнего времени была представлена в “Укрнафте” только финдиректором Артемом Щербанем. И явно желает усилить свое влияние.
Возможная нацеленность новой донецкой бизнес-группы на скупку нефтяных активов станет логическим продолжением ранее наметившейся тенденции. Так, в 2010-2011 гг. основным участником сделок M&A была Group DF Дмитрия Фирташа, а в конце 2011 г. пальма приватизационного первенства перешла к СКМ Рината Ахметова, он удерживал ее до последнего времени. Сейчас, судя по всему, донецкий бизнесмен передает эстафету своим землякам, начинающим строить собственную энергетическую империю. Если раньше он единолично скупал энергоактивы, то с недавних пор его партнером в этом деле стало президентское окружение. Красноречивым подтверждением тому являются итоги конкурса по продаже 60,8% энергогенерирующей компании “Донбассэнерго”, которые подвел Фонд госимущества. Этот пакет акций купила за 718 млн. грн. компания “Энергоинвест Холдинг”, принадлежащая нидерландской Energoinvest Holding B.V. Бенефициаром предприятия официально называется давний бизнес-партнер Ахметова Игорь Гуменюк. При этом “Энергоинвест Холдинг” является соучредителем угледобывающей компании ООО “Краснолиманское”, среди основателей которого до последнего времени назывался Сергей Кузяра. Его принято считать одним из топ-менеджеров группы “Мако” Александра Януковича, хотя сам Сергей Владимирович это отрицает. С недавних пор “Краснолиманское” поставляет уголь для последнего государственного владельца ТЭС – “Центрэнерго”. Так что итоги приватизации этой компании наверняка будут идентичны результату торгов “Донбассэнерго”. И если события будут развиваться по нынешнему сценарию, Ринату Ахметову придется серьезно поделиться энергетическим рынком со своими земляками.
Другой вопрос: как долго новая бизнес-группа сможет удерживать и эффективно развивать полученные активы. Ее формирование происходит на этапе завершения эпохи первичного накопления капитала в Украине. Большинство групп финализирует формирование системного бизнеса. Конкуренция потребует значительных ресурсов, и не столько административных, сколько управленческих. Возможно, дальнейшее развитие пойдет по пути агрессивного поглощения активов ранее сформировавшихся групп, тем самым отвлекая на себя весь негатив в предпринимательской среде. До весны 2015 г. этим фактором еще можно будет пренебречь, однако со временем его значение может стать решающим. (Комментарии/Химия Украины, СНГ, мира)