Россия возобновляет начатые в советское время работы по использованию в авиации сжиженных углеводородных газов.
Как сообщается на официальном сайте госзакупок, Минпромторг России объявил конкурс на разработку новых технологий использования на летательных аппаратах нетрадиционных авиатоплив, в том числе получаемых из попутного нефтяного газа. Максимальная цена закупки – 80 млн. руб. Победитель конкурса должен создать двухтопливный авиадвигатель-демонстратор, провести его стендовые испытания. Затем должны последовать квалификационные испытания образцов двигателя, работающего на сконденсированном газе пропан-бутанового ряда, получение допуска на работу авиадвигателя и оценка возможности использования СУГов на других типах авиадвигателей.
Идея создать летательный аппарат, работающий на топливе пропан-бутанового ряда, появилась в середине 1970-х годов, отмечает гендиректор ОАО “Интеравиагаз”, ведущий инженер-конструктор Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) Вячеслав Зайцев. В начале 1980-х на базе ЦАГИ была проделана теоретическая работа с привлечением специализированных организаций и институтов. “Пришли к выводу, что сделать такой аппарат вполне реально и даже перспективно”, – говорит В. Зайцев. “Наиболее приемлемы для авиации в эксплуатационном отношении – пропан-бутаны. Особенно на первом этапе внедрения в авиационную технику газо-топливных технологий. Начинать следует с пропан-бутанов, так как их использование из-за благоприятных теплофизических характеристик и стоимости будет прощео. Потом, возможно, сжиженный метан. А следом за ним, в достаточно отдаленной перспективе, и водород”, – добавляет В. Зайцев.
В конце 80-х годов были созданы экспериментальные двухтопливные летательные аппараты: вертолет Ми-8ТГ и самолет Ту-155. Вертолет Ми-8ТГ, один из двух двигателей которого работал на топливе пропан-бутанового ряда, совершил пробные испытательные полеты. В 1988 г. испытательные полеты совершал самолет Ту-155, один двигатель из трех которого работал на сжиженном природном газе (СПГ). Полеты на СПГ показали работоспособность и надежность силовой установки самолета, выполненной в двухтопливном варианте.
По мнению собеседника, для перевода вертолета на газ может потребоваться порядка 10 млн. руб. “На мой взгляд, работу по созданию газо-топливных вертолетов можно организовать в рамках государственно-частного предпринимательства, выделить средства для проведения опытно-конструкторских работ, госиспытаний и получения разрешения на широкую модификацию вертолетов семейства Ми-8 в двухтопливный вариант, а затем выпускать и модифицировать порядка 50 газолетов в год. Были бы желание и воля”, – добавил В. Зайцев. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)