Украина не сможет с 1 января 2014 г. перейти на реализацию бензинов с 5%-ным и выше содержанием биоэтанола из-за проблем, существующих на всех уровнях реализации проекта. Такой вывод сделали нефтетрейдеры и эксперты во время круглого стола “Бензин со спиртом: риски и преимущества для экономики и потребителя”, организованного ООО “Консалтинговая группа “А-95”. По мнению директора “Консалтинговой группы” Сергея Куюна ключевая проблема – дефицит украинского биоэтанола. Он сообщил, что ежегодная потребность Украины в биоэтаноле составляет около 300 тыс. т сырья. Спиртзаводы производят около 70 тыс. т биоэтанола в год, который полностью выкупают производители альтернативных топлив.
Директор ООО “Укрпродсоюз” Николай Тыченко сообщил, что годовое производство биоэтанола покроет потребности топливного рынка всего на 1/3. В то же время, украинские заводы обладают энергоемким производством и не способны выпускать биоэтанол из кукурузы как самого дешевого сырья. “Наши заводы будут тратить на производство единицы энергии биоэтанола в 1,5 раза больше энергии, чем современные предприятия. О какой тогда выгоде идет речь? Чтобы появились новые производства и заработали, нужны полтора-два года, а то и больше. Но снова – денег нет”, – подытожил он.
Участники круглого стола обсудили вопрос возмещения дефицита биоэтанола за счет его импорта. По словам президента ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонида Косянчука, такое решение приведет к росту цен до 5 грн./л бензина.
“Согласно Налоговому кодексу, акциз на импортный биоэтанол составляет 49,49 грн./л. При текущей стоимости биоэтанола около $600/т его цена после таможенного оформления составит около 89000 грн./т, или 63,3 грн./л”, – отметил президент ассоциации.
Импорт бензина с биоэтанолом невозможен, поскольку страны ЕС производят топливо с другими нормами содержания биокомпонента.
“Существующие в Европе стандарты предусматривают содержание биоэтанола в бензине до 5%. В законе Украины, который должен вступить в силу с 1 января, предусматривается не менее 5%. То есть если бензин с биоэтанолом будет импортирован, то его нельзя будет продавать, так как не существует нормативной базы для реализации”, – сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти WOG Андрей Пасишник. Он сообщил, что Украине для перехода с 1 января 2014 г. на продажу бензинов с биоэтанолом нужно разработать около 16 отраслевых ТУ – такая работа не ведется и займет несколько лет.
Начальник отдела контроля качества ПАО “Концерн “Галнафтогаз” Алла Сидорович акцентировала внимание на свойствах продукта, получаемого при смешении. Она отметила, что товарный бензин не подходит для смешения с биоэтанолом, необходимо сырье – технологический бензин Eurobob. “Возможно смешение с Eurobob. Но для этого нам необходимо получить качественные характеристики, которыми должны обладать компоненты, т. е. биоэтанол. А этой информации ни у кого нет. Смешение биоэтанола с товарным бензином – А-92, или А-95 – невозможно. Получим продукт с неизвестным качеством и, возможно, агрессивными свойствами”, – отметила представитель “Галнафтогаза”.
Опасения по поводу использования спиртовых бензинов высказали представители автоконцернов.
“Примерно половина украинского автопарка состоит из автомобилей старше 10 лет. Использование подобного бензина для них может иметь риски из-за отсутствия адаптации транспорта к такому топливу”, – сообщил начальник отдела развития сервиса “УкрАВТО” Александр Чаленко.
Руководитель испытательного центра “УЦАХ-СЕПРО” Ирина Шкильнюк обратила внимание на то, что необходимы дополнительные исследования по влиянию бензина с биоэтанолом на двигатели внутреннего сгорания. Кроме того, по ее словам, расход “спиртовых” бензинов выше, чем стандартных.
Эксперты и участники топливного рынка сошлись во мнении, что необходимо не только отменить или отсрочить на несколько лет обязательную продажу спиртовых бензинов для Украины с 2014 г., но в перспективе предусмотреть возможность для автомобилиста заправляться топливом как с содержанием биоэтанола, так и без. Это даст выбор, а также создаст конкурентную среду. В частности, специалист “ГосавтотрансНИИпроекта” Виктор Устименко считает, что нужно предусмотреть продажу бензинов как с 5%-ным, 10%-ным содержанием биоэтанола, так и без биокомпонентов. Акциз должен взиматься по принципу: выше содержание биоэтанола – ниже налог. В таком случаем, считает ученый, между участниками топливного рынка повысится конкуренция.
Согласно Закону Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов”, принятому летом 2012 г., с 1 января 2014 г. в Украине вводится норма об обязательном добавлении в автомобильные бензины не менее 5% биоэтанола (обезвоженного спирта). (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)