Введение регулируемых государством цен на нефтепродукты, возможность которого обсуждает Госдума, является уходом от рыночной экономики. Об этом заявили представители ряда вертикально интегрированных нефтяных компаний.
В ходе заседания секции законодательного совета при комитете Госдумы по энергетике был поднят вопрос возможности отнесения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности к естественным региональным монополистам. Отнесение нефтепереработки к естественным монополиям позволит распространить на нефтепродукты порядок государственного контроля цен, который сейчас предусмотрен для “Газпрома”, “Транснефти” и РЖД. Одновременно нефтяным компаниям рекомендуется формировать оптовые, мелкооптовые и розничные цены на нефтепродукты на уровне, обеспечивающем 15-проц рентабельность бизнеса в каждом сегменте. Участники заседания также считают целесообразным рекомендовать вертикально интегрированным нефтяным компаниям перевести свои нефтеперерабатывающие предприятия на круглогодичную беспроцессинговую схему переработки углеводородного сырья. По мнению участников заседания, работа НПЗ по схеме процессинга, при которой НПЗ получают нефть по договору завода с владельцем сырья и возвращают продукты нефтепереработки, позволяет снизить отчисления по налогу на прибыль и не обеспечивает прозрачности формирования затрат и цен на продукцию перерабатывающих заводов.
“Государственный контроль цен означает нерыночную экономику”, – заявил представитель “ЛУКойла”, отвечая на вопрос о новой инициативе законодательного органа.
В “Башнефти” инициативы Госдумы комментировать не стали, отметив, что “давальцев” у компании нет с 2010 г.”.
Представитель Alliance Oil сообщил, что Хабаровский НПЗ компании находится на процессинге, но сторонних “давальцев” у компании нет. “100% нефти поставляет ЗАО “Альянс Ойл”, он же собственник продуктов, раздает их оптом сбытам или на экспорт. Ставка процессинга определяется с участием ВЭБа в соответствии с кредитным соглашением”, – отметили в компании. При этом источник в компании заявил, что инициативы Госдумы сформулированы нечетко. “Получается, завод должен покупать и продавать, то есть вместо сосредоточения на техразвитии заниматься коммерцией? А в чем тогда смысл интегрированной компании?”, – сказал он.
Возможное госрегулирование цен на нефтепродукты раскритиковал также глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, по словам которого, положительный результат в этом случае, скорее всего, достигнут не будет. Он отметил, что запрет процессинга не отразится на цене и объемах производимых нефтепродуктов. “Что касается рентабельности, то если обеспечить 15% рентабельность в каждом сегменте, то это можно сделать, но цены будут не 30 руб., а рублей 80-90”, – подчеркнул глава РТС. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)