Правительство Казахстана пытается урегулировать ситуацию на рынке ГСМ, отличавшуюся некоторой нестабильностью в 2013 г. С начала года НПЗ, модернизирующие производства, сталкивались с проблемой затоваривания собственной продукцией. Дабы не останавливать производство и не снижать объемы переработки, они вынуждены были направлять вырабатываемые нефтепродукты в нефтехранилища по всему Казахстану. Начать разгрузку нефтебаз удалось лишь “благодаря” стремительному росту цен на ГСМ в России, являющейся крупнейшим импортером нефтепродуктов для Казахстана. О ситуации на местном рынке ГСМ рассказали в АО “КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг”, дочерней компании АО “НК “КазМунайГаз”.
– На сегодняшний день на всех нефтеперерабатывающих предприятиях Казахстана начаты работы по модернизации. Во сколько оцениваются данные программы по каждому заводу? Какие работы выполнены на трех НПЗ?
– На всех нефтеперерабатывающих заводах Казахстана реализуются проекты модернизации и реконструкции, все они направлены на увеличение объемов мощностей переработки, увеличение глубины переработки и выпуск бензинов на уровне стандарта Евро-4 и 5. Комплексный план модернизации трех НПЗ включает такие проекты, как модернизация Атырауского нефтеперерабатывающего завода со строительством на его площадках комплекса по производству ароматических углеводородов и комплекса глубокой переработки нефти; модернизация Павлодарского нефтехимического завода и Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
С вводом в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов на АНПЗ решается задача по обеспечению качества выпускаемого автобензина, соблюдению требований международных стандартов по содержанию бензола и повышение конкурентоспособности высокооктанового бензина на мировом рынке. Стоимость реализации данного проекта составляет $1040 млн. Участниками реализации проекта являются ТОО “АНПЗ”, АО “КМГ-ПМ”, АО НК “КМГ”, генеральным подрядчиком – Sinopec Engineering Group. Проект “Строительство комплекса глубокой переработки нефти” на АНПЗ позволит увеличить сбалансированную мощность завода, увеличить глубину переработки, повысить качество нефтепродуктов (высокооктанового бензина, авиатоплива и дизельного топлив) до требований стандартов Евро-4 и 5. Стоимость реализации данного проекта составляет $1680 млн. Участники его реализации – ТОО “АНПЗ”, АО “КМГ-ПМ”, АО НК “КМГ”; генеральный подрядчик – консорциум в составе Sinopec Engineering Group, Marubeni Corporation, АО НГСК “КазСтройСервис”.
На ПНХЗ проект модернизации позволит осуществить следующие задачи: увеличить мощность по переработке до 7 млн. т нефти в год с выпуском бензина и дизельного топлива стандарта экологического класса Евро-4 и 5, обеспечить возможность переработки казахстанской нефти. Стоимость реализации данного проекта составит $1218,5 млн. с НДС и таможенными пошлинами ($1072 млн. без НДС и таможенных пошлин). Участниками реализации этого проекта выступают ТОО “ПНХЗ”, АО “КМГ-ПМ”, АО НК “КМГ”, генеральным подрядчиком – SC ROMINSERV SRL.
Проект “Реконструкция и модернизация Шымкентского НПЗ” направлен на восстановление проектной мощности завода до 6 млн. т нефти в год, увеличение глубины переработки нефти до 90%, повышение качества нефтепродуктов до стандартов Евро-4 и 5. Здесь участниками проекта являются ТОО “ПКОП”, АО “КМГ-ПМ”, АО НК “КМГ”, CNPC. Необходимая сумма инвестиций на осуществление проекта – $1,8 млрд.
– Введение в России с 1 января 2013 г. запрета на оборот на внутреннем рынке топлива Евро-3 и отсутствие такого запрета в Казахстане привело к тому, что оно стало сбрасываться в страну по демпинговым ценам. Какова ситуация на сегодняшний день?
– В текущем периоде НПЗ РФ к поставке в Казахстан предлагают продукцию класса К-3 и выше. Запасы нефтепродуктов класса К-2 в РФ исчерпаны.
– В 2013 г. Министерство нефти и газа совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана поручили национальной железнодорожной компании “Казахстан темир жолы” полностью прекратить импорт из РФ бензина марок Аи-92, Аи-95, Аи-96, Аи-97, Аи-98 до 1 июля 2013 г.; ограничить поставки дизельного топлива до 1 октября 2013 г., бензина марки Аи-80 – до 31 декабря 2013 г. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, НПЗ, в частности, Павлодарский, жаловались на проблемы затоваривания собственной продукцией по причине перенасыщенности рынка российскими ГСМ и на вынужденное снижение плана по нефтепереработке. Почему была допущена подобная ситуация? Что делается сейчас в целях предотвращения ее в будущем?
– В первом полугодии 2013 г. складывалась ситуация, когда в условиях вступления в силу норм Технического регламента Таможенного союза, запрещающего выпуск в оборот на территории РФ нефтепродуктов, не соответствующих классу К-3 и выше, российские производители были вынуждены осуществлять его вывоз за пределы России, в том числе на южные рынки – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан. Переизбыток продукции класса К-2 на рынке РФ и отсутствие условий для его реализации на внутреннем рынке привели к демпингу со стороны РФ, что позволило обеспечить увеличение поставок дешевого российского бензина на рынок РК. В текущем периоде наблюдается выравнивание оптовых цен на нефтепродукты казахстанского производства и импортируемую продукцию.
– Ранее эксперты заявляли, что законодательно ничем не регламентированное ценообразование оптовых поставщиков позволяет им поднимать цены на нефтепродукты практически до розничных, что ведет к ограничению конкуренции и сокращению количества игроков на топливном рынке. Однако КМГ, опасаясь потерять часть доходов, активно противодействовал обсуждению предлагаемого Казахстанской топливной ассоциацией предложения о регулировании оптовых цен, в частности, об увеличении разрыва между предельной розничной ценой и предельной оптовой ценой с нынешних 17% до 30%. Чем обосновывается позиция КМГ?
– Казахстанская топливная ассоциация предлагает установить скидку на уровне 30% от предельной розничной цены для оптовых покупателей по аналогии с практикой, применяемой в РФ. При этом розничные цены в РФ не устанавливаются законодательно. Существующая скидка в Казахстане на уровне 17% обеспечивает безубыточность производственных процессов крупных участников рынка, перерабатывающих российскую нефть (ТОО “ПНХЗ” и частично ТОО “ПКОП”).
– Истекшим летом в РФ цены на бензин вырвались на волю, а Российский топливный союз назвал ситуацию на рынке топлива критической. Нет ли опасений в этой связи для казахстанского топливного рынка?
– Рост цен в РФ обусловлен сезонным ростом потребления и плановыми остановками ряда российских НПЗ на капитальный ремонт. Накопленные в Казахстане запасы и существующие мощности НПЗ РК обеспечивают стабильность на внутреннем рынке страны. (Нефть России/Химия Украины, СНГ, мира)