Доля теневых поставок на топливном рынке Украины в 2013 г. достигнет 25%, или около 2,5 млн. т, сообщил генеральный директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. Эксперт отметил, что, по официальным данным Минэнергоугольпрома, за 9 месяцев 2013 г. производство бензина в Украине снизилось на 43,4%, дизельного топлива – на 37,8%. Импорт нефтепродуктов, который должен был компенсировать пикирующее производство, сократился на 20%. “При этом потребление бензина и дизтоплива уменьшилось на 6% и 4,1% соответственно. Иными словами, меньше ездить не стали, тогда как поставки нефтепродуктов на рынок резко сократились. Нонсенс. Поэтому ключевая проблема украинского топливного рынка – повышенная доля теневых поставок, которая по итогам года, вероятно, достигнет 25%, или около 2,5 млн. т, – прогнозирует Куюн – Отчет “Консалтинговой группы А-95” показывает, что наибольшая часть “тени” приходится на бензины как более выгодный продукт для контрабанды и фальсификата, поскольку акцизы на него втрое выше, чем на дизтопливо. В январе-сентябре 2013 г. на кустарное производство и альтернативные нефтепродукты (освобождены от акцизов и не учитываются Госстатом) пришлось около 400 тыс. т, а по итогам года этот показатель уверенно превысит полумиллионную отметку и составит около 13% от потребления бензина”.
Куюн подчеркнул, что “кустарное производство сосредоточено не где-нибудь на периферии, а непосредственно вблизи крупнейших центров потребления топлива на Востоке и в Центре страны”. “Так, 2 крупнейших в стране пункта “прихода” различного углеводородного сырья и компонентов (газоконденсата, стабильного бензина, отработанных нефтепродуктов, присадок и т. д.) для производства бензина располагается в Переяславе-Хмельницком и Василькове Киевской области. Номенклатура “приезжающих” в столичный регион нефтегрузов полностью идентична набору компонентов для нефтеперерабатывающих заводов. Нюанс лишь в том, что в Киевской области официально никаких НПЗ нет”, – подчеркнул эксперт. (РБК-Украина/Химия Украины, СНГ, мира)