2013 г. в секторе нефтепереработки и обеспечения ГСМ внутреннего рынка ознаменовался выстраиванием казахстанско-российских отношений. В мае 2013 г. на фоне избытка нефтепродуктов в Казахстане правительство предприняло меры, ограничившие импорт бензинов из России и защитившие рынок от затоваривания. В частности, тогда правительство Казахстана запретило импорт железнодорожных партий российского бензина, предоставив трейдерам “КазМунайГаз Онимдери”, Petrosun и Petroleum Operating квоты на ввоз 537 тыс. т продукта с июля по декабрь. Крупнейший НПЗ республики – Павлодарский НХЗ, контролируемый “КазМунайГазом”, – весной вынужден был остановить установку каталитического крекинга и снизить план по объему переработки нефти с 5,2 млн. т до 4,8 млн. т. Запрет был также введен для сокращения затрат на компенсацию потерь бюджета РФ за беспошлинные поставки нефтепродуктов. В июле поставок в рамках квот не было из-за затянувшегося согласования закупочных процедур с Министерством нефти и газа. В августе сообщалось, что Казахстан собирается сократить импорт железнодорожных партий бензина А-92 из России.
По данным железнодорожной статистики, Россия до введения ограничений (с января по май) поставляла в республику в среднем 160 тыс. т бензинов в месяц. Осенью действие майского приказа Миннефтегаза РК “Об утверждении графика поставок нефтепродуктов с определением объемов, сроков поставок и поставщиков”, которым ограничивался импорт бензина из России, было отменено.
В настоящее время в Казахстане на всех НПЗ – Павлодарском, Шымкентском и Атырауском – продолжается реализация программ модернизации, результатом которых станет улучшение качества нефтепродуктов и рост объемов переработки сырой нефти. Пока НПЗ Казахстана не покрывают внутренний спрос на топливо, поэтому республика импортируют около 1,8-2,5 млн. т/год нефтепродуктов из России. (OilNews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)